Здоровье ребенка: факторы поддержки и обеспечения оптимального развития

Определение оптимизма и его отличительные черты

Оптимизм – это склонность человека надеяться на благоприятный исход событий и верить в светлое будущее. Оптимисты всегда ожидают положительных результатов и уверены, что достигнут желаемых целей

Им не важно, случится это по счастливому стечению обстоятельств или благодаря вложенным усилиям и настойчивости

Профессор когнитивной нейробиологии из Лондона Тали Шарот в своей книге The optimism bias: a tour of the irrationally positive brain пишет, что оптимизм буквально обеспечивает выживание, поэтому является неотъемлемой частью каждого из нас:

«Оптимизм начинается с одного из самых необычных человеческих талантов – ментальных путешествий во времени. Это способность мысленно перемещаться вперед-назад во времени и пространстве… Хотя большинство из нас принимает эту способность как должное, она имеет решающее значение для нашего выживания.

Она позволяет нам планировать наперед, экономить еду и ресурсы во время дефицита и выдерживать тяжелую работу в ожидании будущей награды… Чтобы добиться прогресса, нам нужно уметь воображать альтернативную реальность, но не любую старую реальность, а лучшую; и нам нужно верить, что мы можем ее достичь. Такая вера мотивирует нас к реализации целей» .

Важно не путать оптимизм с токсичным позитивом, который пропагандируется современными гуру саморазвития. Токсичная позитивность наиграна и учит делать вид, что все хорошо, даже если действительность говорит об обратном

Ваш бизнес на грани краха, а вы играете в позитив и говорите, что процветаете. С трудом встаете с кровати по утрам, но через силу улыбаетесь, утверждая, что вы в полном порядке. Такая позитивность иллюзорна, разрушительна и больше похожа на убегание от реальности.

В отличие от нее оптимизм – это преодоление, а не подавление или игнорирование. Оптимизм заключается в честном признании текущих проблем, а также в разрешении себе надеяться на лучшее, даже если сейчас вы ощущаете сильную тревогу, беспокойство или страх перед будущим. Оптимистичный человек не игнорирует негативные чувства по поводу надвигающихся сложностей, он верит в свою способность с ними справиться.

Оптимист мыслит так:

  • Да, мне сложно смириться с неудачей в бизнесе, но я знаю, что она многому меня научила.
  • Да, я провалил пробы на роль в фильме, но получил ценную обратную связь от режиссера. Я буду усердно трудиться над своим актерским мастерством, и в следующем году мои шансы получить роль значительно увеличатся.
  • Честно говоря, моя текущая жизненная ситуация – полный отстой! Это ужасно! Но я найду выход и уверен, что справлюсь.

Яркий пример истинного оптимизма – Виктор Франкл, австрийский психиатр, философ, один из основоположников экзистенциальной психологии. В 1942 году он вместе с семьей был арестован нацистами, а позже отправлен в концентрационный лагерь. В течение трех лет Франкл побывал в четырех лагерях, став непосредственным свидетелем зверств холокоста. Пройдя нечеловеческие страдания, Франклу все же удалось сохранить смысл жизни.

Мысль о воссоединении с семьей и желание завершить рукопись своей книги «Доктор и душа» были двумя столпами, на которых держался его оптимизм. Именно эта надежда на лучшее будущее позволила ему выжить. Иными словами, Франкл верил в альтернативную реальность, о которой писала нейробиолог Тали Шарот. Преодолевая изо дня в день чудовищные обстоятельства, он представлял, что встретится с женой, а его книги помогут людям находить смысл и принимать жизнь даже в условиях больших невзгод.

Сноски

1 Отдельно в документе говорится, в частности, об информационной безопасности детей, о «продвижении» русского языка в мире и о поддержке «традиционных», т.е. существовавших задолго до Интернета, «форм распространения знаний».

2 Высокопоставленные сотрудники Google, Apple основатели Blogger и Twitter ограничивают своим детям-школьникам пользование планшетами и смартфонами до 1 часа в день (при этом бумажные книги, шитье и конструкторы находятся в открытом доступе), полагая, что, став взрослыми, дети без труда освоят информационные технологии, а пока небезопасно (?!). Возникает вопрос: почему человек пропагандирует свою продукцию, но оберегает своих детей от того, что производит сам?

3 Как известно, отвечают за усвоение языка и коммуникацию зеркальные системы. Возможности «зеркальных» нейронов еще не полностью изучены, но безусловно одно: именно «зеркальные» нейроны передают навыки речи, навыки мыслительных операций (сравнения, анализа, синтеза) от взрослого человека ребенку через зоны коры мозга. Никакие интернет-программы и игрушки-роботы не научат ребенка говорить, если он не видит лицо разговаривающего человека, его мимику и пантомимику, не слышит интонации. Если заменить объяснения учителя аудиозаписью, а потом дать ученикам проверочную работу, результат будет много хуже. Можно ли заменить учителя на виртуального тьютера? А ведь именно это и предлагается. https://narasputye.ru/archives/4381

4 САНПИНом установлен временной режим работы ребёнка за компьютером, согласно гигиеническим нормативам, составляет для детей 5–6 лет 2 раза в неделю по 10 минут, но не рекомендуется использовать ноутбуки, планшеты, электронные книги и др. Режим работы школьника за компьютером: 1-й класс — 10 минут в день, 2–4 классы — 15 минут, 5–7 классы — 20 минут, 8–9 классы — 25 минут, 10–11 классы — 30 минут, после перерыва можно продолжить занятие еще в течение 20 минут. Как это будут увязывать с цифровым обучением пока что не понятно. Будем менять САНПИНы? По материалам статьи: https://24health.by/gadzhety-i-zrenie-detej/

Родительская забота

Родительская забота выступает в качестве ведущей формы воспитания ребенка. Уровень заботы, или протекции, определяет, сколько сил и времени уделяют родители воспитанию ребенка. Можно выделить две крайние степени протекции: чрезмерную (гиперпротекция) и недостаточную (гипопротекция) (Эйдемиллер, Юстискис, 1999).

При гиперпротекции, или гиперопеке, родители уделяют ребенку очень много времени и сил. Фактически воспитание становится для них смыслом всей жизни

Гиперопека выражается в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, во всем защищать его, даже если в этом и нет реальной необходимости, сопровождать каждый его шаг, предохранять от мнимых опасностей, беспокоиться по поводу и без повода, удерживать ребенка возле себя, «привязывать» его к своим настроениям и чувствам, требовать от него определенных поступков (Захаров, 1988). Как правило, забота нужна не столько детям, сколько самим родителям, восполняя у них нереализованную и нередко невротически заостренную потребность в привязанности и любви

Стремление матери «привязать» к себе ребенка имеет в своей основе и выраженное чувство беспокойства или тревоги. Гиперопека может быть мотивирована как тревогой, вызванной одиночеством родителей, так и инстинктивными опасениями, что с ребенком может случиться несчастье. Это может выражаться такими фразами: «Ты только не задерживайся, а то я буду волноваться», «Никуда не уходи без меня» (Захаров, 1988).

При гипопротекции ребенок находится на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», за воспитание родители берутся время от времени, когда случается что-либо серьезное (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999).

Важным аспектом воспитания ребенка является степень удовлетворения его потребностей. Эта характеристика отличается от уровня протекции, так как родитель может много времени заниматься воспитанием, но не удовлетворять потребности ребенка в должной мере. В степени удовлетворения потребностей ребенка также возможны два крайних варианта (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999):

Потворствование имеет место тогда, когда родители стремятся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка. Они балуют его, любое его желание — закон для родителей. Объясняя необходимость такого воспитания, родители предлагают аргументы, которые являются по своей сути проявлением механизма рационализации: слабость ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего они сами были лишены.

Игнорирование потребностей ребенка — такой стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще всего страдает потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителями.

Родительские требования

Требования взрослого касаются, во-первых, обязанностей ребенка, то есть того, что ребенок должен делать сам (самообслуживание, учеба, помощь по дому и т. д.). Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенку нельзя делать. Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999) описали следующие разнополярные системы требований-обязанностей.

Чрезмерность требований-обязанностей — требования к ребенку очень велики, не соответствуют его возможностям, что увеличивает риск психической травматизации ребенка. Чрезмерность требований-обязанностей лежит в основе типа воспитания, который можно определить как «повышенная моральная ответственность». От ребенка требуют не соответствующих его возрасту и реальным возможностям бескомпромиссной честности, порядочности, следования чувству долга, возлагают на него ответственность за жизнь и благополучие близких (Личко, 1985). Родители устанавливают для ребенка высшие цели в различных областях жизни, питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его способностей и талантов. Родители любят не столько самого ребенка, сколько его идеальный образ.

Недостаточность требований-обязанностей. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье, и родители нередко сетуют, что ребенка трудно привлечь к какому-то делу по дому.

Требования-запреты определяют степень самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения. Здесь также есть две крайности: чрезмерность и недостаточность требований-запретов. Чрезмерность требований-запретов проявляют в том, что ребенку «ничего нельзя», ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Недостаточность требований-запретов, напротив, заключается в том, что ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок их легко нарушает, зная, что с него никто ничего не спросит.

По своей форме требования к ребенку можно разделить на две группы: императивные и оптативные. Императивные требования предъявляются в категоричной, обязывающей форме (приказ, распоряжение, указание, угроза, поучение). Оптативные требования выражают желательность выполнения ребенком тех или иных действий (совет, предложение, просьба).

Чрезмерность контроля и требований отмечается при так называемой авторитарной гиперсоциализации. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ему свою волю и не желают встать на точку зрения ребенка. За проявление своеволия ребенка наказывают. Родитель пристально следит за достижениями ребенка во всех сферах жизнедеятельности. При таком стиле воспитания личность ребенка формируется по тревожному типу. Это объясняется главным образом тем, что, культивируя послушание, родители придают ему самодовлеющее значение. Сделать что-то не так, как хотят родители, и, в частности, мать, — значит быть наказанным, быть плохим, что, в свою очередь, ведет к лишению любви, а поскольку потребность в любви — одна из самых важных для ребенка, то неудовлетворение этой потребности ведет к фрустрации и неврозу.

Темная сторона оптимизма: иллюзия неуязвимости

Оптимизм можно сравнить с красным вином: если использовать каждый день понемногу, можно получить пользу, но если злоупотреблять, результат будет плачевным. Чрезмерно нереалистичная вера человека в то, что будущее будет наполнено только положительными событиями, побуждает его идти на необоснованный риск в отношении своих финансов, здоровья и прочих сфер жизни. Такой вывод содержат многочисленные научные исследования.

Профессоры финансов из Университета Дьюка Манджу Пуриа и Дэвид Робинсон обнаружили, что экстремальные оптимисты демонстрируют нерациональные фина нсовые привычки и поведение. Такие люди имеют более короткие горизонты планирования и низкий финансовый самоконтроль, меньше экономят, большую часть своего богатства держат в виде неликвидных активов и с меньшей вероятностью погашают остатки по кредитным картам .

Исследования также показывают, что нереалистичный оптимизм – потенциально опасная для здоровья когнитивная стратегия. Специалисты в области психологии и философии Аманда Диллард, Кевин Маккаул и Уильям Кляйн выяснили, что из-за чрезмерного оптимизма некоторые курильщики недооценивали серьезность своей вредной привычки и считали, что у них более низкий риск развития рака легких, чем у среднестатистического курильщика. Исследователи обнаружили, что эти люди имели следующие пагубные убеждения:

  • риск рака легких отсутствует, если человек курит всего несколько лет;
  • заболевание раком легких зависит от генов;
  • большинство пациентов с раком легких излечиваются.

И самое главное, что нереалистичные оптимисты с меньшей вероятностью планировали бросить курить .

Еще более тревожный результат показало исследование оптимистического предубеждения относительно рисков курения, проведенное профессором кафедры психологии Университета Кларка Джеффри Арнеттом. Оказалось, что 60% курильщиков-подростков в возрасте 12-17 лет абсолютно убеждены, что легко бросят курить после нескольких лет табачной зависимости. При этом большинство испытуемых сомневались в том, что могут умереть от своей вредной привычки, даже если будут курить 30-40 лет .

Слепая вера в то, что человек – везунчик, устраняет часть страха, присущего рискованному поведению, и делает профилактические меры ненужными. К такому выводу пришли научный сотрудник технологического университета Сингапура Хекен Кей Ким и профессор Корнеллского университета США Джефф Нидердеппе.

Они провели онлайн-опрос студентов бакалавриата, которые пережили вспышку гриппа H1N1 осенью 2009 года. Результат оказался удивительным: экстремальные оптимисты имели значительно более низкие намерения соблюдать правила гигиены рук по сравнению с реалистами и пессимистами . Т.е. склонность нереалистичных оптимистов минимизировать риски и игнорировать опасность приводила к неверной оценке их уязвимости перед инфекцией и безосновательной мысли, что у них меньше шансов заразиться.

Кроме того ученые выяснили, что предвзятый оптимизм – одна из основных причин, препятствующих созданию достижимых планов при разработке любых проектов . Неадекватное планирование и тайм-менеджмент вследствие чрезмерно оптимистичных ожиданий могут привести к неправильному принятию решений и плачевным результатам .

Указанные выше исследования наглядно иллюстрируют опасность нездорового оптимизма

Ношение розовых очков приводит к тому, что люди начинают пренебрегать основными мерами предосторожности: пропускать ежегодный медицинский осмотр, не пристегивать ремни безопасности, неразумно распоряжаться деньгами, не пользоваться солнцезащитным кремом, злоупотреблять алкоголем, ошибочно полагая, что с ними не случится ничего плохого

К счастью, мы можем научиться соблюдать золотую середину, избегая как излишества, так и недостатка оптимистичного образа мышления. Читайте дальше и вы узнаете, как это сделать.

Факторы, влияющие на здоровье детей.

Подробности
Опубликовано: 23.08.2013 15:16
Просмотров: 6502

Здоровье и факторы, влияющие на здоровье.

Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостьюорганизма к вредным факторам среды и устойчивостьюк утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера.

Много лет назад немецкий учёный М.Петенкофер писал: «…не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных».

Русская пословица очень ярко иллюстрирует эту мысль немецкого учёного: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял».

Здоровье — это счастье! Когда человек здоров,все получается. Здоровье нужно всем — и детям, и взрослым. Но нужно уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Наша задача: научить не только сохранить здоровье дошкольника, но и укрепить его.

Факторы, влияющие на здоровье:

-соблюдение режима дня

-организация двигательной активности, длительность прогулки

-закаливание

-полноценное и рациональное питание

-условия жизни в семье

-полноценный сон

-выполнение культурно-гигиенических норм и правил

-т.е. здоровый образ жизни семьи

-влияние окружающей среды, экология

— наследственность

-уровень развития здравоохранения и образования и т.д.

В нашем детском саду педагоги используют различные здоровьесберегающие технологии(создают безопасные условия пребывания и обучения детей в ДОУ), в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями, решают задачи соответствия учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка. Их использование в образовательном процессе идёт на пользу здоровья воспитанников, защищает и сохраняет здоровье детей. В нашем детском саду используют следующие технологии:

-утренняя гимнастика

-физкультурные занятия в зале и на воздухе

-прогулка

-подвижные игры

-физкультминутки на занятиях

-гимнастика для глаз

-динамическая пауза

-артикуляционная гимнастика

-пальчиковая гимнастика

-релаксационная пауза

-корригирующая гимнастика после сна

-дыхательная гимнастика

-психогимнастика

-различные виды закаливания и т.д.

Кроме  этого, в роли здоровьесберегающих компонентов выступают такие специальные меры по сохранению здоровья дошкольников, как:

— рациональный двигательный режим,

— разумное чередование умственной и двигательной нагрузок,

— соответствие времени проведения учебных занятий возрасту детей,

— смена на занятии различных видов деятельности.

Основы здоровья закладываются в семье, значит, вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Родители должны служить для своих детей примером во всём.

Помните, что здоровье ребёнка, прежде всего в ваших руках!

Литература

  1. Абраменкова В.В. Современная детская информационная среда — территория опасности // Социальная психология детства. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2020. С. 423–438.
  2. Абраменкова В.В. Школьное насилие и организация безопасности детства в образовательном пространстве // Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2017. № 2 (19). С. 34-39.
  3. Андрианова Р.А. Проявление агрессии на почве ксенофобии в образовательной организации: анализ проблемы и превентивный социально- педагогический ресурс // Социальная педагогика. 2020. №2. С. 96–103
  4. Антонян Ю.М. Социальное влияние. СПб, 2013. 448 с.
  5. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Homo Cyberus. 2019. № 1 (6). http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019.
  6. Воробьева И.А., Жукова А.В., Минакова К.А. Плюсы и минусы цифровизации в образовании // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 1-4 (103). С. 110–118.
  7. Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Перо, 2019. 72 с.
  8. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. СПб: 2007. 190 с.
  9. Маслова Ю.В. Позитивные и негативные аспекты использования компьютерных технологий у детей и подростков // Образовательные технологии и общество. 2013. №4.
  10. Психологические особенности поколения Z. http://mansa-uroki.blogspot.com/2016/04/z_12.html
  11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р.
  12. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы».
  13. Цифровизация российской школы. https://rvs.su/statia/cifrovizaciya-rossiyskoy-shkoly
  14. Цифровизация образования. https://plusiminusi.ru/cifrovizaciya-obrazovaniya-osnovnye-plyusy-i-minusy/
  15. Правда и ложь о цифровом образовании: http://www. ug.ru/archive/75140
  16. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд. Института психотерапии, 2001.
  17. Экспертиза печатных изданий, игр и игрушек для детей как механизм защиты психологического здоровья и развития ребенка // Правовые и криминологические проблемы защиты прав несовершеннолетних. Ч. I: Сб. науч. тр./ В.В.Абраменкова, О.В.Пристанская и др. М., 2008. 109 с.
  18. New research from The Economist and Microsoft shows digital preparedness helped organizations adapt to COVID-19. By Microsoft News Center6 May, 2021 https://news.microsoft/com
  19. Norton P. Computer Potential and Computer Educators: a Proactive View of Computer Education // Educаtional Technology 1983. Vol. 23. No. 10. P. 25–28.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Я здоров — я живу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: