Что означают группы здоровья новорожденных

Группы здоровья у новорожденных

Поскольку здоровье новорожденных определяется по определенным критериям, было принято решение выделять группы здоровья у новорожденных, для того, чтобы быстрее ориентироваться в состоянии здоровья новорожденного. На сегодняшний день выделяют 5 групп здоровья у новорожденных.

  • К 1 группе относятся здоровые малыши, рожденные от здоровых матерей.
  • Группа здоровья 2 у новорожденных разделяется на две подгруппы.

Группа 2 «А». К ней относятся дети, родившиеся от матерей с узким тазом, имеющие физиологическую незрелость, недоношенность или переношенность 1 степени, отечный синдром и токсическую эритему.

Группа 2 «Б». В нее входят малыши, матери которых имеют отягощенный анамнез, в котором указаны сердечнососудистые заболевания, заболевания органов дыхания, мочевыделительной и эндокринной системы. Также сюда относятся дети, перенесшие сложные роды, в процессе которых, например, использовались щипцы, либо малыш находился в ягодичном предлежании. Многоплодная беременность, задержка внутриутробного развития, переношенность 2 степени, различные анатомические аномалии дают право специалистам отнести ребенка к этой подгруппе.

Группа здоровья 2 у новорожденных достаточно распространена, поскольку сегодня все больше малышей рождается с теми или иными нарушениями. Однако группа 2 здоровья у новорожденных не говорит о необратимых нарушениях в здоровье новорожденного. Такие дети со временем вполне могут стать здоровыми взрослыми.

  • Группа 3. К ней относятся дети, перенесшие среднюю или тяжелую асфиксию, родовую травму, страдающие недоношенностью 3 степени, которым производилась катетеризация пупочной ранки, перенесшие внутриутробную инфекцию и пр.
  • Группа 4 и группа 5. Сюда относятся дети с врожденными пороками внутриутробного развития, у которых присутствуют признаки выраженной декомпенсации.

О возрастных группах в педиатрии.

В педиатрии принято разделять пациентов по возрасту. Такое разделение помогает врачам и медсестрам принимать правильные решения о состоянии маленьких пациентов, ведь  поведение ребенка и симптомы болезни могут значительно отличаться у детей различных  возрастов. Система градации детей по возрасту используется зарубежными и отечественными педиатрами может помочь и родителям лучше понять психофизиологические потребности своего ребенка.

Возрастная группа до 1 года – Младенцы (Infants)

Младенцы предпочитают питание и сон по расписанию.
Сосание соски, пеленание и разговоры, как правило, успокаивают ребенка.
Младенцам не требуется излишнее внимание, большую часть времени они или спят или едят.
Яркая игрушка, мобильный телефон или знакомое лицо легко обрадуют младенца.

Возрастная группа от 1 года до 3 лет – Ясельный возраст (Toddlers)

  •  Игры чрезвычайно важны в этом возрасте.
  • Дети ясельного возраста обычно боятся незнакомых людей, предметов и новую обстановку.
  •  Дети не способны понять многие жизненные ситуации и концепции, например смерть и время.
  • При разлуке с родителями дети проходят три фазы психологического кризиса — протест, ярость и отрицание.

Возрастная группа от 3 до 5 лет – Ранний дошкольный возраст (Pre-school child)

  • Не рекомендуется стыдить и ругать и детей в качестве наказания за проступки в этом возрасте.
  • Ранние дошкольники задают очень много вопросов, родителям следует, по-возможности, отвечать на них.
  • В этом возрасте у детей чрезвычайно развита потребность изучения окружающего мира, они хотят видеть, чувствовать запахи и вкусы, осязать.
  • Также, в раннем дошкольном  возрасте у детей обострена боязнь ран, травм и прочих телесных повреждений

Возрастная группа от 6 до 12 лет — Школьно-дошкольный возраст (School child)

  • В этом возрасте дети начинают чувствовать удовлетворение от завершенных ими дел и задач.
  • Приходит понимание связей между различными событиями и явлениями в окружающем мире.
  • В этом возрасте детям нравятся компьютерные и видеоигры, планшеты, телефоны.
  • Детям нравится быть героями, помогать окружающим и контролировать окружающий их мир.

Возрастная группа от 12 до 18 лет – Подростковый возраст (Adolescents)

  • Чрезвычайно озабочены мнением сверстников о своём внешнем виде
  • Способны мыслить абстрактно и строить планы на будущее
  • В этом возрасте чрезвычайно важен контакт родителей/наставников/учителей с подростком
  • Подросткам свойственна замкнутость в случае если не создана комфортная атмосфера доверия между ними и окружающим миром.

Запись на прием

Внимание! Если вы записываетесь в нерабочие часы клиники, то мы сможем связаться с вами утром следующего дня после 10:00

Описание групп здоровья у детей.

Первая группа здоровья обозначает, что у несовершеннолетнего все показатели соответствуют возрастным нормам. Таким детям рекомендуются занятия физической культурой и спортом без ограничений.

Вторая группа здоровья.

Если группа здоровья 2 у ребенка, то он имеет незначительные нарушения. Это может быть недостаток или избыток веса, проблемы со зрением и другое.

Условно в этой категории выделяют две подгруппы:

  • А – дети, имеющие наследственные риски по здоровью. В эту группу относят детей, которые могут иметь наследственные или хронические болезни, развивающиеся при неблагоприятных факторах.
  • Б – часто болеющие, в том числе респираторными и вирусными заболеваниями. Детям этой группы могут быть рекомендованы умеренные физические нагрузки.

Несовершеннолетний может быть отнесен к данной группе на основании следующих факторов:

  • сложная беременность (в том числе, при рождении двойняшек, тройняшек и т. д.);
  • инфекции, перенесенные в первые месяцы жизни;
  • оперативные вмешательства;
  • низкий уровень гемоглобина и др.

У детей данной категории особых признаков в отставании от нормы не наблюдается. У них нет хронических заболеваний, но они часто болеют ОРВИ.

Проблемы со здоровьем могут быть связаны с лишним весом или, наоборот, его недобором.

Третья группа здоровья.

Нередко перед родителями встает вопрос, 3 группа здоровья у ребенка, что это и при каких заболеваниях устанавливается данная категория.

Обычно это несовершеннолетние с хроническими вялотекущими заболеваниями. В эту группу относят детей с небольшими психическими отклонениями от возрастной нормы.

Обычно дети из 3 группы легко адаптируются в социуме и не имеют значительных отклонений.

У них может наблюдаться дефицит массы тела, слабый мышечный тонус. 3 группа здоровья говорит о том, что ребенок находится в группе риска.

И его родителям необходимо проявить максимум заботы о здоровье малыша, чтобы не допустить развитие болезней.

Четвёртая группа здоровья у ребенка.

В 4 категорию включены несовершеннолетние, имеющие хронические заболевания, которые в любой момент могут обостриться.

Обычно это дети с врожденными отклонениями в развитии. Обострение хронического заболевания у них нередко проходит с осложнениями, из-за которых приходится долго восстанавливаться.

Для адаптации этих детей в социуме требуются усилия педагогов, психологов, родителей. Это связано с тем, что длительные болезни накладывают отпечаток на характер и физические возможности несовершеннолетних.

У них отмечается дефицит массы тела или, наоборот, избыток. Для детей этой группы характерен слабый мышечный тонус.

Несовершеннолетним, которых отнесли к данной категории, обычно требуются специальные условия обучения.

Но родителям могут посоветовать и специализированную школу. Таким детям требуется ограничение в умственных и физических нагрузках. Для них должны проводиться занятия ЛФК, работать психолог. 

Если родители своевременно прислушаются к рекомендациям специалистов, будут бережно относиться к здоровью малыша, проводить лечебные и профилактические мероприятия, то со временем он вполне может сравняться со сверстниками и соответствовать возрастным нормам.

Какая группа здоровья у Вашего ребёнка?
1 группа 11.63%

2 группа 37.21%

3 группа 20.93%

4 группа 9.3%

5 группа 2.33%

Я не знаю какая группа здоровья 18.6%
Проголосовало: 43

Пятая группа здоровья у детей.

Если 5 группа здоровья у ребенка, то это обозначает, что он имеет серьезные отклонения в психическом или физическом развитии.

Плохое физическое состояние обычно негативно отражается на психическом развитии, но не всегда.

Родители с несовершеннолетними данной категории могут обращаться в медицинские организации от 10 раз за год.

Для детей характерна плохая социализация. Обычно они не могут обучаться в общеобразовательной школе на обычных условиях.

Специалисты нередко рекомендуют домашнее обучение. Дети из этой группы требуют постоянного контроля и помощи.

Отклонения в развитии могут быть как врожденные, так и приобретенные. Это как аномалии во внутриутробном развитии, касающиеся жизненно важных органов, так и травмы, операции и др.

Состояние здоровья новорожденного

Сразу после рождения, еще в родильном доме малышу ставят первые оценки его состояния. Это уже известная всем шкала Апгар, порой пугающая молодых родителей. Баллы от 0 до 2 выставляются на основании нескольких показателей состояния малыша в момент рождения, а затем суммируются. Всего показателей пять:

  • цвет и оттенок кожных покровов;
  • сердцебиение и пульс;
  • проявление рефлексов;
  • тонус мышц;
  • дыхание.

В большинстве случаев новорожденные получают от 7 до 10 баллов. Если эти цифры ниже, то молодые родители проявляют обеспокоенность состоянием новорожденного и его здоровьем.

Однако баллы ниже средних показателей по шкале Апгар показывают лишь состояние новорожденного в момент рождения и указывают на необходимость проведения каких-либо срочных медицинских процедур. Количество полученных по этой системе баллов не дает оценки интеллектуального потенциала или дальнейшего развития и здоровья малыша.

Большинство здоровых детей рождаются с весом от трех до четырех с половиной килограммов и с коэффициентом «рост-вес» в пределах 60-80%.

Как происходит наблюдение за здоровьем новорожденных?

После выписки из роддома, новорожденного берут на учет в местной поликлинике для того, чтобы контролировать рост и развитие малыша. В зависимости от группы здоровья, к которой принадлежит ребенок, наблюдение за ним ведется в соответствии с определенным графиком:

  • Осмотр новорожденных 1 группы проводится в течение первых 2 дней после выписки из роддома, затем на 14, 21 и 30 день жизни. После чего малыш посещает поликлинику каждый месяц до 1 года.
  • Наблюдение за детьми из 2 группы проводится по тому же графику, что и наблюдение за детьми 1 группы.
  • Дети из 3 группы осматриваются в течение первых суток после выписки, а затем каждые 5 дней до достижения ребенком месячного возраста. Затем ребенка переводят под наблюдение узкого специалиста совместно с педиатром.
  • Малыши, относящиеся к 4 и 5 группам здоровья, осматриваются в первые сутки после выписки, затем в течение первого месяца осмотр проводится 2 раза в неделю, а по достижению малышом месячного возраста, его также переводят по контроль специалиста по основному заболеванию.

Посещение ребенка врачом и медсестрой в первый месяц жизни является важным условием для поддержания здоровья новорожденного и выявления патологий. Поэтому, если вы замечаете, что интерес со стороны медицинского учреждения к вам после выписки из роддома недостаточный, обязательно обратитесь к руководству для выяснения ситуации, тем более, если ваш малыш относится к той или иной группе здоровья.

Срок рождения ребенка

К показателям здоровья новорожденного относят срок его рождения. Так, у ребенка, рожденного в срок, организм развит полностью и готов к самостоятельному существованию. Недоношенные дети, рожденные раньше положенного срока, адаптируются к внешнему миру сложнее, поскольку их организм еще должен «дозреть» до состояния рожденного в срок, но уже вне материнской утробы.

Но это не значит, что все дети, рожденные раньше положенного срока, имеют в дальнейшем проблемы со здоровьем.

Период рождения малыша определяется сроком гестации. Гестационный возраст, или гестационный срок – это количество полных недель, прошедших с момента зачатия до появления ребенка на свет.

С учетом данного показателя ребенок, рожденный в срок, называется доношенным, а рожденный раньше установленного срока, – недоношенным. Кроме этого, бывают и переношенные дети.

Нормальным гестационным возрастом принято считать срок 37-42 недели. Рожденные в этот период малыши являются доношенными, их вес, как правило, более 2,5 кг, а рост составляет не менее 47 см. Организм таких деток развит полностью и готов к рождению и существованию вне материнского тела.

Недоношенными считают младенцев, рожденных на 22-37 неделе беременности, то есть раньше гестационного срока. Вес таких детей менее 2,5 кг, а рост не превышает 45 см.

Недоношенных деток в зависимости от срока рождения разделяют на:

  • зрелых, рожденных в 35-37 недель;
  • незрелых, появившихся на 32-34 неделе;
  • страдающих внутриутробной гипотрофией – рождены ранее 29 недели.

Здоровье ребенка зависит не только от срока его рождения, но и от многих других факторов.

Доношенный или недоношенный?

В зависимости от срока беременности на момент родов новорожденные делятся на:

  • Доношенных. Такие малыши рождаются на сроке 38-40 недель. Масса тела ребенка составляет не менее 2,501 кг, а рост не менее 47 см. Такие малыши полностью соответствуют тому возрасту, когда их организм уже готов к переходу в автономный режим существования.
  • Недоношенных. Это дети, рожденные на сроке менее 38 недель. Масса тела у них, как правило, не превышает 2,500 кг, а рост меньше 47 см. В зависимости от того, насколько раньше положенного срока родился малыш, новорожденные считаются зрелыми, незрелыми, а также страдающими внутриутробной гипотрофией. Степень недоношенности определяется в соответствии со сроком, когда произошли роды: в 35-37 недель, 32-34 недели, 29-31 недели, менее 29 недель.
  • Переношенных. Такие малыши рождаются на сроке более 42 недель и имеют явные признаки перенашиваемой беременности.

Здоровый новорожденный

У медиков существуют определенные критерии, по которым они оценивают здоровье новорожденного. Так, здоровый новорожденный — это малыш, который родился от практически здоровой матери, роды и сама беременность прошли без осложнений, а при рождении ребенок получил оценку не ниже 8-10 по шкале Апгар. Здоровый новорожденный должен весить 3-4,5 кг, а коэффициент роста и веса составляет 60-80%. Допустимая убыль массы тела в период первичной адаптации в роддоме не должна превышать 6-8% от массы тела при рождении. От всех этих факторов зависит здоровье новорожденного в дальнейшем, поскольку малыш сможет полноценно развиваться.

Нужно также разделять доношенных и недоношенных малышей. Дело в том, что когда малыш рождается точно в срок, все его органы и системы уже готовы к иным условиям жизни, вне материнского тела. Для недоношенных детей этот период проходит сложнее, поскольку им нужно сначала «дорасти» до состояния «доношенности». Это, однако, не означает, что недоношенный ребенок будет иметь какие-либо проблемы со здоровьем в дальнейшем.

Выводы

1. В России с 1980 по 2015 г. показатель младенческой смертности снизился на 70%, перинатальной смертности – на 47%. Однако по сравнению с «новыми-8» странами ЕС в России коэффициент младенческой смертности в 1,6 раза выше, коэффициент перинатальной смертности – в 2,3 раза выше. Это говорит о наличии существенных резервов в улучшении данных показателей.

2. В России с 1990–1991 по 2015 г. показатели первичной заболеваемости детей и подростков резко возросли практически по всем классам болезней.

3. В структуре причин детской инвалидности (0–17 лет) преобладают психические расстройства (26%) и болезни нервной системы (24%). Эти причины являются предотвратимыми и управляемыми методами своевременной профилактики, лечения и реабилитации.

4. В России с 2000 по 2015 г. факторы, определяющие мощность педиатрической службы сократились: обеспеченность детского населения педиатрами – в 1,3 раза, педиатрическими койками – в 1,9 раза. С 2007 г. обеспеченность врачами-педиатрами участковыми сократилась на 13%. Сегодня их дефицит превысил 10 тыс. врачей от установленных нормативов

5. Для улучшения показателей здоровья детей и подростков необходимо предпринять меры по совершенствованию работы педиатрической службы – привести мощности педиатрической службы в соответствие с потребностями детского населения в профилактической и медицинской помощи.

Сведения об авторах

Улумбекова Гузель Эрнстовна – доктор медицинских наук, руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ),

Калашникова Александра Владимировна – научный сотрудник Научно-исследовательского центра по анализу деятельности системы здравоохранения Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)
Мокляченко Алина Викторовна – кандидат технических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра по анализу деятельности системы здравоохранения Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Я здоров — я живу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: