Критерии для деления на группы здоровья
После прохождения медицинского осмотра всем детям, в зависимости от их состояния, присваивается группа здоровья. Основанием для включения в ту или иную группу являются данные, полученные по результатам обследований и заключений врачей-специалистов. Основными критериями являются:
- генетические факторы (анализируется и обобщается информация, полученная от законных представителей ребенка и его близких родственников);
- антропометрия и физическое развитие;
- сопротивляемость организма.
По мере взросления ребенка группа здоровья может изменяться, их различают пять:
- первая – это здоровые индивиды;
- вторая – практически здоровые, т.е. дети с небольшими функциональными отклонениями;
- третья – в стадии компенсации. Наблюдаются выраженные нарушения, которые проявляются при обострении основной патологии;
- четвертая – субкомпенсация. В этом случае имеется сбой функций органов, которые поражены заболеванием;
- пятая – декомпенсация. К этой категории можно отнести детей со статусом «инвалид».
В зависимости от уровня здоровья, физического развития и подготовленности, а также функциональных возможностей определяют группу по физкультуре.
Ребенок здоров.
Физическое развитие в пределах возрастной нормы. Нет каких-либо физических недостатков.
Вторая
Это дети:
- у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются какие-либо функциональные нарушения (внутренний орган функционирует не правильно, причем причины этих нарушений лежат вне этого органа);
- выздоравливающие после перенесенных заболеваний средней и тяжелой степени тяжести;
- с задержкой физического развития (низкий рост, повышенная или пониженная масса тела и т.п.);
- часто болеющие ОРЗ;
- у которых наблюдаются физические недостатки, возникшие в следствие травм или операций, но все органы и системы организма функционируют нормально.
Третья
Это дети:
- с хроническими заболеваниями. Но эти заболевания находятся в стадии ремиссии (исчезновение симптомов заболевания) с редкими обострениями, у которых сохранены или компенсированы функции органов и систем организма;
- с физическими недостатками, возникшими вследствие травм или операций. Функции органов и систем организма компенсированы. Они не ограничены в возможности обучения и труда.
Четвертая
Это дети:
- страдающие хроническими заболеваниями. Фаза активная. Обострения частые. Функции органов и систем организма сохранены или компенсированы или компенсированы не полностью;
- с хроническими заболеваниями, которые находятся в стадии ремиссии, но с такими нарушением функций органов и систем организма, которые требуют поддерживающего лечения;
- с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, у которых не полностью компенсированы функции органов и систем организма. Возможность обучения и труда ограничена.
Пятая
Это дети:
- с хроническими заболеваниями. Форма тяжелая. Ремиссии редкие, обострения частые. Наличие осложнений. Функции органов и систем организма не компенсированы. Требуется постоянное лечение.
- с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, с нарушенными функциями органов и систем организма. Значительно ограниченные в возможности обучения и труда.
- инвалиды.
5 группу здоровья
К пятой группе относятся дети с тяжелыми заболеваниями в хронической форме, Группа здоровья ребенка устанавливается педиатром, при этом сильными врожденными пороками роста и развития в состоянии нарушения функционирования организма, то есть инвалиды или находящиеся в степени риска по приобретению инвалидности.
Для того, чтобы ребенок был определен к какой-либо из 2 – 5 групп здоровья, не является обязательным присутствие отклонений по всем представленным критериям здоровья, будет достаточным по одному из них, однако может быть и сразу по нескольким. Определение группы здоровья производиться по отклонению или диагнозу, являющемуся наиболее тяжелым.
Группы здоровья взрослого населения
I группа – граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания (патологические состояния), являющиеся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности; отсутствуют факторы риска указанных хронических неинфекционных заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем суммарном сердечно-сосудистом риске, и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).
Таким гражданам проводится краткое профилактическое консультирование, коррекция факторов риска врачом-терапевтом, врачом (фельдшером) отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья.
II группа — граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания (патологические состояния), являющиеся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности, имеются факторы риска указанных хронических неинфекционных заболеваний и высокий или очень высокий суммарный сердечно-сосудистый риск, которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).
Таким гражданам проводится коррекция факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в отделении (кабинете) медицинской профилактики или центре здоровья, при необходимости — назначение лекарственных препаратов для медицинского применения в целях фармакологической коррекции факторов риска проводится врачом-терапевтом. Подлежат диспансерному наблюдению у врача (фельдшера) отделения (кабинета) медицинской профилактики.
III группа – граждане с заболеваниями, требующими диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, а также граждане с подозрением на заболевание, требующее дополнительного обследования (При завершении обследования группа здоровья гражданина может измениться).
Такие граждане подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, другими врачами-специалистами с проведением лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий. Гражданам, имеющим факторы риска хронических неинфекционных заболеваний, проводится их коррекция в отделении (кабинете) медицинской профилактики или центре здоровья.
Группы здоровья детей
I группа — здоровые дети, физически и психически нормально развивающиеся, без функциональных отклонений. Дети этой группы за период наблюдения могут редко болеть, но в момент обследования должны быть здоровы, сопротивляемость организма должна быть высокой.
Как определяется группа здоровья?
Рассматривая вопрос о присвоении группы здоровья, врач учитывает:
- Наследственные факторы. При осмотре грудничка в поликлинике, врач уточнит у матери как протекала беременность, было ли влияние негативных факторов в этот период, например, болезни матери. Как прошли роды, как чувствовал себя малыш в первые недели жизни. Есть ли в семье склонность к наследственным заболеваниям.
- Соответствие ребенка возрастным показателям физического развития. Врача заинтересуют показатели роста и веса, окружность головы и другие параметры. У матери спросят, чему малыш научился к своему возрасту, и сравнят эти показатели с нормативами. Например, к определенному возрасту ребенок учится держать головку, переворачиваться, затем ползать, самостоятельно присаживаться и ходить. Если этого не происходит, то, наряду с другими признаками, врач может заподозрить отклонения, и назначить малышу прохождение медицинских процедур.
- Как происходит рост и развитие внутренних органов. Для этого, в определенные возрастные периоды, ребенка направляют на УЗИ, анализы.
- Работу иммунитета. Для оценки этого фактора, врач уточнит у матери частоту инфекционных и простудных заболеваний за прошедший год.
-
Психическое развитие. О нем свидетельствует поведение ребенка. А также его интересы, речевое развитие. К определенному возрасту ребенок должен обладать определенным количественным набором слов, уметь выполнять некоторые действия. Врач спросит у матери, чему научился ребенок к своему возрасту, и сравнить эти показатели с нормативными.
Врач изучает медицинскую карту маленького пациента, по необходимости направляет его на консультации и осмотры профильных специалистов. Учитываются результаты анализов и УЗИ. Производится осмотр ребенка, замеры роста, веса и других показателей. После этого делаются выводы о возможности присвоения той или иной группы здоровья. По результатам врач дает рекомендации о корректировке образа жизни для улучшения состояния здоровья ребенка, по необходимости назначает лечение.
Важно! Группы присваиваются в результате оценки состояния здоровья детей от 3 до 17 лет
Бояться присвоенной группы не стоит, ведь это указание на то, с чем следует поработать и обратить пристальное внимание родителям.
Презентация на тему: » Оценка комплексного состояния здоровья ребенка, определение группы здоровья (по форме 112/у) Преподаватель:Жаксылыкова К.К Интерн:Сметуллаева Г.А 645.» — Транскрипт:
1
Оценка комплексного состояния здоровья ребенка, определение группы здоровья (по форме 112/у) Преподаватель:Жаксылыкова К.К Интерн:Сметуллаева Г.А 645
2
Паспортная часть Фамилия, имя ребенка: Дастан Н Пол :муж Дата рождения: Домашний адрес: Достык 3 Участок :1 ФИО врача: Седач К.А Диагноз ребенка: БЭН 1 ст
3
Критерии здоровья Основные критерии 1. Онтогенез Ребенок от 1 беременности 1 самопроизвольные роды.Без особенностей. Роды произошли на сроке 39 недель беременности. Ребенок родился с весом 3200 г, рост 55 см. Окружюность головы Оценка физического развития по шкале Апгар: 8-9 б. Сосет эффективно. Период адаптации без особенностей.
4
2 Физическое развитие (5 мес) Рост 68 см вес 6000 кг. ИМТ =14 Длина к возрасту=1 нормальный рост Масса к возрасту= -1 умеренное истощение Масса к длине = -1 ИМТ к возрасту = -1 окружюность головы – 47 см, окружюность грудной клетки-47 см. Долженствующий рост 68 см, вес 6850 кг. окружюность головы см, окружюность грудной клетки см.
5
5Нервно-психическое развитие Различает близких от чужих. Узнает голос матери. Различает строгий и ласковый тон. Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук, переворачивается со спины на живот, ровно устойчиво стоит при поддержке под мышки. Берет игрушку из рук взрослого. Подолгу певуче галит. При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку.
6
4Резистент юность Прививки 1-4 день БЦЖ, ВГВ 2 мес АбКДС+Хиб+ВГВ+ИПВ, пневмо 3 мес АбКДС+Хиб+ИПВ 4 мес АбКДС+Хиб+ВГВ+ИПВ, пневмо Резистентюность хорошая. индекс резистентности (ИР)
7
5:Функциональное состояние Общее состояние ребенка удовлетворительное. Кожные покровы бледные, истеричности и участков патологической пигментации не наблюдается. Влажюность и эластичюность кожи соответствуют норме. Рубцов, опрелостей, кровоизлияний, видимых опухолей нет. Видимые слизистые бледные, чистые, желтушного прокрашивания уздечки языка и склер нет. При наружном осмотре лимфатические узлы не визуализируются. Не пальпируется. Система пищеварения и органов брюшной полости. Губы бледно-розовые, влажные. Трещины, изъязвления, высыпания отсутствуют. Десны розовые, кровотечений и дефектов нет. Язык розового цвета, нормальной формы и величины, спинка языка не обложена, сосочки хорошо выражены. Слизистая языка влажная, без видимых дефектов. Исследование живота: источение подкожно жировой клетчатки в области туловища и на животе. Осмотр. Живот нормальной формы, симметричен. Вздутие живота не наблюдается. Перистальтические движения не видны. Пупок втянутый. Коллатерали на передней поверхности живота и его боковых поверхностях не выражены. Рубцов и других изменений кожных покровов не отмечается. Грыжи не выявлены. Мышцы живота участвуют в дыхании.
8
6 Наличие или отсутствие хронических заболеваний Отсутствуют
9
Группа здоровья ребенка (2 б) Рекомендации: Отслеживайте основных антропометрических показателей (рост, вес), Контроль за питанием. Ребенку следует находиться в светлом, просторном, хорошо проветриваемом помещении; температура окружающего воздуха должна быть не менее 24-25° С и не выше ° С
Важно создавать у ребенка положительный эмоциональный тонус, чаще брать на руки. Положительное влияние оказывают теплые ванны (температура воды 38° С), которые можно проводить ежедневно
Кормите грудью до 8 раз день После грудного кормления дайте смесь (молочные смеси следует готовить с добавлением нужного количества воды и без сахара, злаков или других загустителей)
Методические рекомендации для разных групп здоровья
В зависимости от того, к какой группе здоровья относится ребенок, для него выдвигаются различные требования или рекомендации дл осуществления им спортивной и социальной деятельности. Рассмотрим подробно методические рекомендации для детей разных групп здоровья.
Первая группа – любой вид деятельности – учебная, занятия трудом или спортом формируются без ограничений по общей программе воспитания ребенка. Необходимо лишь учитывать возраст и возможности человека, в остальном противопоказаний или ограничений нет. Все нормативы могут быть выполнены без вреда здоровью, а так же рекомендуются дополнительные факультативы и занятия, посещение спортивных секций и участие в олимпиадах, соревнованиях.
Вторая группа – в данном случае, как мы помним, отклонения небольшие, а значит и противопоказания имеют не радикальный масштаб. Необходимо проводить закалку организма, соблюдать рациональное питание по набору или, напротив, по сбросу веса. Так же обязательно соблюдение двигательной программы. Занятия физической культурой можно не прерывать, но дети такой группы могут сдавать нормативы с задержкой по времени. Врачи рекомендуют заниматься в спортивных секциях общей физической подготовки, необходимо совершать прогулки и игры, участвовать в эстафетах и соревнованиях. Участие в серьезных мероприятиях разрешается с позволения врача.
Третья группа – перед тем, как приступить к занятиям спортом, необходимо посетить врача, чтобы он дал некоторые рекомендации и ограничения
Особое внимание уделяется процедуре восстановления после занятий, упражнения по восстановлению дыхания нужно увеличить по сравнению с общей массой. Пульс необходимо постоянно контролировать, темп выполнения занятий должен быть низким и медленным
Занятия реализуются по специально разработанным программам при участии врачей. Участие в спортивных мероприятиях ограничивается и разрешается с согласия врача.
Четвертая группа – режим активности ограничивается, формируется специальный режим дня, в котором отдыху отводится длительное время, а так же вместо обычных занятий спортом реализуется ЛФК (лечебная физкультура). Создаются специализированные программы для специальных учебных заведений.
Пятая группа – активность ребенка существенно ограничена, режим дня сопровождается занятиями лечебной физкультурой, а так же длительным отдыхом. Формируются лечебные процедуры, которые поддерживают здоровье ребенку. Занятия физкультурой проводятся в индивидуальном порядке, под присмотром квалифицированных специалистов, программы утверждаются лечащим врачом.
Группы здоровья и близорукость
Группа здоровья — это своего рода шкала, которая применяется для медицинской оценки организма человека. Необходима она для контроля состояния здоровья, определения всех факторов риска и возможного развития тех или иных патологий. Установлены группы здоровья для взрослого населения и для детей. В зависимости от общего состояния организма, иммунитета, наличия определенных заболеваний и предрасположенности к ним человек попадает в конкретную группу здоровья. Для детей их пять, а для взрослых — три.
Есть еще так называемые медицинские группы здоровья. Они определяются для школьников и характеризуют возможность заниматься физкультурой. Такие показатели, как физическое развитие, уровень подготовки, натренированности, состояние здоровья, становятся определяющими при распределении школьников на медицинские группы. Всего их 3:
- Основная. В нее входят все без отклонений (либо с незначительными). Никаких ограничений в занятиях спортом такие школьники не имеют. Они учатся по общей программе и сдают соответствующие нормативы, одинаковые для всех.
- Подготовительная. В группу включены школьники без отклонений при недостатке физического развития. Речь идет о детях с хроническими заболеваниями, из-за которых снижается общая сопротивляемость организма внешним фактором, иммунитет более слабый. Серьезных ограничений на занятия физкультурой это не накладывает. Дети могут сдавать такие же нормативы, как и все, но в некоторых случаях нагрузка для них снижается. Кроме того, они могут нуждаться в постепенном освоении упражнений, для чего назначаются дополнительные уроки.
- Специальная. У школьников из этой группы проблемы со здоровьем носят постоянный или временный характер. При этом стандартные физические нагрузки являются для них очень тяжелыми. Их значительно ограничивают.
Выделяют еще группу лечебной физкультуры. В нее входят пациенты с выраженными нарушениями. Занятия спортом с ними проводятся под контролем соответствующего специалиста. От уроков физкультуры в обычных школах эти дети, как правило, освобождаются.
Разработаны специальные таблицы со всеми видами заболеваний с указанием соответствующей группы. Некоторые патологии препятствуют занятиям спортом с самого детства и на всю жизнь, другие болезни ограничивают на определенное время. К какому типу болезней в данном контексте относится близорукость, можно ли заниматься спортом при этом заболевании?
Физическое развитие детей раннего возраста
Ранний возраст ребенка — это период от одного до трёх лет. Физическое развитие детей раннего возраста характеризуется интенсивностью. В этот период наблюдается существенное увеличение росто-весовых показателей, активные рост и развитие внутренних органов, интенсивное развитие двигательной сферы.
Вес и рост
Каждый месяц ребёнок в возрасте от одного до двух лет прибавляет в весе около 200-250 грамм и вырастает приблизительно на один сантиметр. Прирост немного замедляется на третьем году жизни и составляет около 8 см и 2,5 кг веса за год. Замедление обусловлено тем, что большая часть энергии в этот период направлена на развитие внутренних органов и систем, а также на активную двигательную деятельность.
Двигательная активность
Развитие опорно-двигательного аппарата у детей раннего возраста характеризуется процессами минерализации костной ткани, нормализацией мышечного тонуса. Тело ребёнка приобретает желаемую устойчивость в вертикальном положении, становятся выполнимыми сложные движения с приложением силовых затрат, усовершенствуется мелкая моторика. На период с 2-х до 3-х лет приходится максимум двигательной активности.
Развитие внутренних органов
В раннем возрасте происходит интенсивное развитие центральной нервной системы, что позволяет ребёнку длительное время концентрировать своё внимание на одном предмете. Периоды, когда ребёнок бодрствует, увеличиваются до шести-восьми часов
Помимо этого, изменяется работа пищеварительной системы, повышается тонус кишечника, усиливается перистальтика. В изменениях, затрагивающих выделительную систему, стоит отметить увеличение объёма мочевого пузыря в два-три раза.
Что значит третья группа здоровья. Группы здоровья детей
Группу здоровья, присвоенную ребенку по результатам медицинского осмотра, важно учитывать при организации досуга ребенка, его обучения и физической активности. Поскольку, для каждой группы врачом даются рекомендации, способные улучшить состояние здоровья ребенка
Что такое группы здоровья
Группы здоровья — это оценочные категории, которые присвоены детям врачами по результатам медицинских анализов, осмотров, оценки состояния ребенка. Группа присваивается в момент медицинского освидетельствования. На нее не оказывают влияния острые заболевания, ранее перенесенные ребенком, за исключением хронических.
Что влияет на присвоенную категорию:
- Наличие и отсутствие хронических и врожденных заболеваний.
- Работа внутренних органов, определяемая по результатам анализов.
- Способность организма сопротивляться заболеваниям, частота перенесенных инфекционных заболеваний за последний год.
- Соответствие возрастным параметрам развития.
Врачи присваивают ребенку группу здоровья от 1 до 5, руководствуясь указаниями Минздрава, обобщенными в Приказах №,.
Как определяется группа здоровья?
Рассматривая вопрос о присвоении группы здоровья, врач учитывает:
- Наследственные факторы. При осмотре грудничка в поликлинике, врач уточнит у матери как протекала беременность, было ли влияние негативных факторов в этот период, например, болезни матери. Как прошли роды, как чувствовал себя малыш в первые недели жизни. Есть ли в семье склонность к наследственным заболеваниям.
- Соответствие ребенка возрастным показателям физического развития. Врача заинтересуют показатели роста и веса, окружность головы и другие параметры. У матери спросят, чему малыш научился к своему возрасту, и сравнят эти показатели с нормативами. Например, к определенному возрасту ребенок учится держать головку, переворачиваться, затем ползать, самостоятельно присаживаться и ходить. Если этого не происходит, то, наряду с другими признаками, врач может заподозрить отклонения, и назначить малышу прохождение медицинских процедур.
- Как происходит рост и развитие внутренних органов. Для этого, в определенные возрастные периоды, ребенка направляют на УЗИ, анализы.
- Работу иммунитета. Для оценки этого фактора, врач уточнит у матери частоту инфекционных и простудных заболеваний за прошедший год.
- Психическое развитие. О нем свидетельствует поведение ребенка. А также его интересы, речевое развитие. К определенному возрасту ребенок должен обладать определенным количественным набором слов, уметь выполнять некоторые действия. Врач спросит у матери, чему научился ребенок к своему возрасту, и сравнить эти показатели с нормативными.
Как определяется группа здоровья?
Классификация критериев, на основании которых проходит определение группы здоровья, весьма разнообразная. Каждое медицинское пособие трактует все моменты по-разному. Наиболее популярное деление подразумевает 6 принципов, согласно которых и принимается решение об определении группы здоровья ребенку.
Наследственность. При осмотре новорожденного врач обязан провести опрос родителей, есть ли в семье заболевания, которые передаются из поколения в поколение, какой они носят характер и насколько тяжелы последствия. Путем сдачи анализов можно определить, насколько подвержен малыш заболеванию по наследственности. В данном случае в течение беременности тоже необходимо проходить некоторые обследования, которые исключат негативные моменты. В данный критерий входят не только наследственные заболевания, но и течение беременности, ход родов и развитие малыша в первый месяц жизни.
Физическое развитие малыша. В данный критерий входят основные характеристики – рост, вес, так же измеряются окружность груди, головы, размер ноги, длина рук и ног и другие параметры. С развитие ребенка отслеживается, когда он начал держать головку, когда сел, начал ползать, ходить, говорить. Педиатрам в помощь имеется таблица, в которой по месяцам отражены все требования и навыки, которые должен иметь малыш. Если есть какие-то отклонения, то нужно исследовать их характер и понять, имеют ли они тяжелые последствия за собой или они не так страшны для малыша.
Развитие системы органов в организме – это и сердечная, и нервная, и кровеносная системы. В период первого года после рождения происходит становление и развитие всех органов в организме, а так же их рост. Для данного критерия часто используются дополнительные анализы и исследования – УЗИ, общие анализы и другие обследования
Повышенное внимание уделяется в данном случае сердечку, желудку, почкам и легким.
Степень сопротивляемости организма к внешним факторам и инфекциям. Часто слышится такое понятие, как «болезненность ребенка, квелость и слабость иммунитета» — этим определяется данный принцип отнесения к группе здоровья
Если ребенок часто болеет, имеет слабый иммунитет, то стоит обследоваться дополнительно и выявить причину такого состояния. В соответствии с этим может так же присвоиться группа здоровья.
Соотношение психологического и физического показателей здоровья. Для обследования психологического и неврологического состояний здоровья необходимо обратиться к психологу и неврологу. После осмотра и собеседования с ребенком будет выявлено, есть ли какие – то патологии или развитие протекает нормально. Показатели физического здоровья оцениваются педиатром и сравниваются с таблицами, в которых указаны стандарты.
Группы здоровья присваиваются детям от 3 до 17 лет. В основном они назначаются по общему состоянию детей или по наличию хронических заболеваний. Кстати, дети с одинаковым диагнозом, вполне могут иметь разные группы здоровья. Многие родители пугаются присвоения их ребенку группы, которая не соответствует хорошему состоянию здоровья. Но следует знать, что это не окончательный диагноз, а специальная градация, которая позволяет корректировать состояние здоровья, учитывать различные факторы, влияющие на будущее ребенка.
ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОТЕ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ДОМА РЕБЕНКА
Медико-психолого-педагогическая комиссия (далее — комиссия) создается в доме ребенка.
Работу комиссии возглавляет главный врач дома ребенка или заместитель главного врача по лечебной работе.
Персональный состав членов комиссии и график ее работы утверждается главным врачом дома ребенка.
В состав комиссии могут входить следующие специалисты:
— врачи: педиатр, невролог, психиатр;
— педагоги: учитель-дефектолог, медицинский психолог, старший воспитатель.
По показаниям приглашаются другие специалисты.
Осмотр детей осуществляется при поступлении, а далее — в эпикризные сроки. Заключение комиссии фиксируется в «Медицинской карте ребенка, воспитывающегося в доме ребенка» (форма 112-1/у-00).
Комиссия осуществляет:
— комплексную диагностику детей с ограниченными возможностями, формулирует адекватные методы коррекционного воздействия и формы его обеспечения;
— оценку динамики состояния здоровья ребенка в соответствии с установленными эпикризными сроками, качества лечебного и педагогического процессов и вносит соответствующую коррекцию;
— разработку индивидуальной комплексной программы реабилитации, лечения и социальной адаптации ребенка;
— оценку состояния здоровья воспитанников домов ребенка и рекомендацию по их устройству в соответствующее учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.