Безусловные рефлексы новорожденных и грудничков

Как помочь малышу?

Когда вы часто замечаете, вздрагивание у новорожденного ребенка, даже при отсутствии внешних раздражителей, скорей всего, у вашего малыша высокая интенсивность рефлекса.

Такое часто бывает и говорит об особенностях строения нервной системы.

Если врач не назначил специфического лечения, старайтесь снизить проявления рефлекса следующим образом:

  1. Не совершайте резких движений возле младенца.
  2. Говорите спокойным, ласковым голосом.
  3. Ограничьте общий уровень шума в помещении и за окном.
  4. Больше носите на руках.
  5. Пеленайте, чтобы малыш не пугался собственных ручек.
  6. Придерживайте рукой при переодевании;
  7. Уберите зависания в воздухе.

Как правильно носить ребенка на руках и учитывать основные этапы его развития, смотрите в интернет-курсе Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>

Ребенок должен ощущать безопасность и защищенность, которые ему могут дать близкие люди. Эта потребность является одной из ключевых на этапе новорожденности.

Счастливого материнства!

  • Икота у новорожденного
  • Киста у новорожденного в голове
  • Трясется подбородок у новорожденного

Зачем малышу пустышка

В некоторых ситуациях пустышка бывает очень полезной. Не стоит принимать никаких принципиальных решений еще до рождения малыша. Реальность может сильно изменить ваши планы.

Сосательный рефлекс

Ребенок появляется на свет с рядом врожденных рефлексов, один из них — сосательный. На практике это означает, что младенец сосет не только, когда хочет есть, но и когда нужно успокоиться. Также сосательный рефлекс бывает разным по силе. Малыш с ярко выраженным сосательным рефлексом будет проводить у маминой груди много времени. Будет видно, что потребность в пище он уже удовлетворил, а в сосании — нет. Такие детки готовы сосать свои пальчики или угол одеяла.

Пустышка в данном случае будет наилучшим выходом из ситуации. Современные производители предлагают нам пустышки, максимально имитирующие женский сосок и не препятствующие нормальному развитию нёба, прикуса и речи. Исследования показывают, что сосание пальчика приводит к деформации ротовой полости, поэтому лучше дать пустышку.

Связь с мамой

Не всегда по объективным причинам мама может находиться рядом с малышом. Кормящая грудью женщина, уезжая их дому, сцеженное грудное молоко ребенку оставит, а вот свою нежность, тепло и ощущение безопасности — нет. Если в такой ситуации ребенок захочет сосать пустышку, не стоит ему отказывать. Мама для него — целый мир и ее отсутствие может быть психологически очень болезненным.

Активность

Природой разработан интересный механизм — у сосущего ребенка в центральной нервной системе запускаются процессы обширного торможения (малыш успокаивается). Изначально это побуждает женщину как можно чаще прикладывать свое чадо к груди для стимуляции лактации и формирования глубокой психологической связи между мамой и ребеночком. Взаимосвязь очевидна: сосущий ребенок — спокойный ребенок. Если малыш нервничает, можно дать ему пустышку, но на непродолжительное время. Все время сосать не слишком полезно, ведь двигательная активность снижается, кроха недостаточно двигается и хуже развивается.

Искусственное вскармливание

Ребеночку, которого кормят смесями, пустышка понадобится для удовлетворения сосательного рефлекса и психологического комфорта. Тут потребность физиологическая. Если не дать малышу-«искусственнику» пустышку, он будет сосать пальчики, уголки пеленки, части игрушек и все, что окажется поблизости.

Защитные рефлексы

Помогают ребенку защищаться. Исчезают, по мере развития контроля над своими движениями.

Проверка: положите ребенка на спину. Возьмите игрушку и поднимете над головой ребенка на высоту около 30 см, а затем медленно приблизьте к его лицу. Ребенок должен повернуть голову в сторону.

Если новорожденного ребенка положить на живот, он так же рефлекторно должен повернуть голову в сторону, чтобы не задохнуться.

Известный многим феномен плавания новорожденных основан на «утином» рефлексе — способности малыша задерживать дыхание. Он так же относится к защитным рефлексам.

«Утиный» рефлекс

Так же у ребенка есть ряд рефлексов, остающихся с ним на всю жизнь. Например, рвотный рефлекс; рефлекс отдергивания, в ответ на болезненные ощущения; зрачковый рефлекс, когда при ярком свете зрачок новорожденного сужается. Врожденные рефлексы со временем либо исчезают, либо переходят в двигательные навыки.

Роговичный рефлекс при ношении контактных линз

Сегодня многие люди имеют проблемы со зрением и вынуждены пользоваться средствами контактной коррекции. Все популярнее год от года становятся линзы — их можно использовать в повседневной жизни и во время активных тренировок, они незаметны со стороны и не влияют на внешний вид. Кроме того, линзы качественно улучшают зрение и сохраняют широкий периферический обзор. Закономерно, что при таком количестве преимуществ число пользователей контактной оптики только растет.

Однако следует понимать, что линзы соприкасаются с роговицей и должны вызывать рефлекторную реакцию смыкания век.Может ли корнеальный рефлекс стать помехой для ношения контактной оптики? Врачи-офтальмологи поясняют, что роговая оболочка воспринимает линзы как инородный предмет, а значит, реагирует на них соответствующим рефлексом. Но это не значит, что Вам придется навсегда отказаться от идеи носить линзы. Просто нужно будет предварительно подготовиться к их ношению. Суть тренировки заключается в том, чтобы сформировать привычку к прикосновению.

Для этого за несколько дней или недель до первого использования контактной оптики начните прикасаться пальцем к склере глаза. Делайте это упражнение только чистыми руками, не совершая резких движений. В первый раз, скорее всего, у Вас сработает роговичный рефлекс, и веки будут смыкаться при прикосновениях. Но если Вы будете ежедневно повторять такие манипуляции, то уже через несколько дней глаза перестанут реагировать таким образом, роговичный рефлекс исчезнет или станет менее выраженным. После этого Вы можете спокойно пользоваться контактными линзами, не испытывая затруднений в процессе надевания или снятия.

Корнеальный рефлекс не зависит от типа контактной оптики. Это физиологическая реакция на любое прикосновение к роговой оболочке. Поэтому нет разницы, какие линзы Вы планируете носить — например, гидрогелевые Acuvue 1-Day Moist или силикон-гидрогелевые Acuvue Oasys. В том и в другом случае Ваши глаза легко привыкнут к оптическим изделиям, если Вы уделите несколько дней тренировке по ослаблению роговичного рефлекса.

Как развивается заболевание

Синдром Ретта у детей – довольно коварное заболевание. При рождении оно практически не проявляет себя. Первые его симптомы появляются в период от 6 мес. до полутора лет. Однако некоторые, еле заметные признаки, в первом полугодии все-таки имеются. Но они настолько ничтожны, что не привлекают внимания.

Вот что говорит мама одной из девочек с синдромом по поводу первого полугодия ее жизни. Она придала значение этим мелочам только по прошествии 1 года и 7 месяцев с рождения ее дочери, когда проявления стали уже явными. Из предвестников болезни она отметила, что ее малышка начала держать голову в 3 месяца, а не в 2, как это положено. В 6 месяцев она еще не могла сидеть, а ходить начала только в 1 год и 4 месяца. Психологически развивалась нормально, и говорить начала рано, но это были не стандартные слова «мама», «папа», а «зайчик», «мишка» и др.

В 1 год и 7 мес. она перестала узнавать родителей и, казалось, не нуждалась в них. Весь день проводила за одним однообразным занятием: кидала мяч или катала коляску. Часами ходила по кругу, пока ее не останавливали или она запиналась. Такое стереотипное поведение носит название полевого, когда действие затягивает больного, и он не может ничего сделать.

В четыре года к симптомам присоединились эпилептоидные припадки. Однако по достижении школьного возраста девочка находилась на домашнем обучении, и делала некоторые успехи.

12–6 лет – это был период ремиссии, когда болезнь практически не беспокоила. Но с 16 лет появились новые, более глубокие проблемы, связанные с костными деформациями и болезнями внутренних органов. Одна нога девочки была короче другой почти на 10 см, что не могло не препятствовать ходьбе. В 20 лет она весила всего 24 кг с ростом 158 см.

Обычно СР протекает в 4 стадии.

Первая стадия, которая, как правило, стартует с 6 месяцев до полутора лет, проявляется нарастанием раздражительности и лабильностью настроения у ребенка. Эпизоды плача и психомоторного возбуждения сменяются все большей пассивностью. Малыш бесцельно передвигается по комнате, пропадает интерес к игрушкам. Но контакт с матерью сохраняется.

Вот как описывает женщина поведение своей дочери на заре заболевания: она кричала целый день без остановки, билась головой о стены, не могла уснуть. Что бы мы ни делали, она не успокаивалась. Это был настоящий ад. Но больше угнетало то, что ни один врач не мог поставить вразумительный диагноз.

Развивается диспропорция головы и конечностей по отношению к телу. Они становятся несоизмеримо маленькими. Замедляется рост, и снижается тонус мышц.

Вторая стадия, длящаяся несколько лет, отличается пестротой симптомов

Сразу обращает на себя внимание снижение интеллектуальных способностей, развивается умственное слабоумие. Происходит регресс практически всех полученных навыков

Речь полностью исчезает или переходит в степень эхолалии – механического повторения услышанного.

Приобретенные двигательные навыки, предметно-ролевое поведение теряются и замещаются двигательными стереотипами. Характерный симптом: многочисленно повторяющиеся движения, напоминающие мытье рук. Кроме этого, ребенок постоянно заламывает или потирает их, размахивает ими, хлопает в ладоши. Сжатие пальцев рук вполне нормально в 4 месяца, но в более позднем возрасте говорит об остановке развития. Малыш утрачивает хватательный рефлекс, не способен производить вращательные движения руками.

Постепенно двигательная активность сходит на нет. Нарушается походка, ребенок ходит, не сгибая коленей.

Третья стадия длится 10 лет и более, характеризуется она развитием стойкого, глубокого слабоумия, вплоть до идиотии. Наблюдается полная потеря способности говорить и понимать обращенную к ребенку речь. Появляется тремор всего тела, отягчающий движения. Усиливаются судорожные припадки.

Четвертая, конечная стадия – это период усугубления ранее проявляемых симптомов. Стойкая утрата умственных способностей, двигательных навыков, развитие мышечных дистрофий, приводящих к полному обездвиживанию.

Продолжительность жизни таких больных в среднем колеблется до 30 лет, хотя известны случаи, когда они доживали и до 50-летнего возраста.

Виды

Рефлекс Моро у новорожденных наблюдается в различных формах:

  • Неполный рефлекс. Этот вид синдрома наблюдается в неполной форме при преждевременных родах после 25-й недели беременности
  • Частичный или асимметричный. В результате этой формы синдром присутствует только на одной стороне тела. Это указывает на признак повреждения или травмы, произошедшей во время родов.
  • Преувеличенный рефлекс. Наблюдается у детей с тяжелым повреждением головного мозга, которое произошло внутриутробно, включая микроцефалию и гидроцефалию, у новорожденных с умеренной гипоксически-ишемической энцефалопатией. Осложнения до рождения могут вызвать преувеличенный рефлекс.
  • Отсутствие рефлекса. Является признаком проблем с нервной системой. Синдром нарушен или отсутствует у детей с ядерной желтухой.
  • Сохраненный. Когда ребенок демонстрирует рефлекс после 6 месяцев и даже во взрослой жизни. Сохранение его после полугода и старше отмечается только у детей с тяжелыми неврологическими дефектами, включая церебральный паралич.
  • Присутствие синдрома в полноценной форме. Развитие начинается на 28–32 неделе беременности и заканчивается у новорожденного после 4–5 месяцев.

Почему изменяются рефлексы

Рефлекс – это ответ организма на действие определенного раздражителя. По их выраженности и силе можно судить о состоянии нервной системы младенца. В норме рефлекс Моро наблюдается уже с рождения. Если он выражен неравномерно, одна сторона реагирует ярче, чем вторая, подозревают гемипарез. Это патологическое поражение нервной системы со стороны одного полушария, приводящее к слабости в руке и ноге, вплоть до полной невозможности самостоятельных движений. Если во время родов произошла черепно-мозговая травма, то автоматизм сразу после рождения отсутствует, при легкой форме он может появиться через 1-2 дня.

Изменяется рефлекс Моро при внутримозговой гипертензии. Чем выше внутричерепное давление, тем менее выражен автоматизм, иногда он становится неполным: при ударе по столу младенец немного разводит руки в стороны и тут же возвращает их обратно.

При родовой травме головного мозга изменяются и другие рефлексы. У ребенка могут быть не выражены ладонно-ротовой, поисковый, сосательный и хоботковый автоматизмы.

При патологии нервной системы наблюдается не только долгое сохранение автоматизма, но и его появление в неподходящий момент. Он может появляться при обычных манипуляциях, во время плача и беспокойства малыша.

Рефлекторные ответные реакции новорожденных детей являются прямыми признаками нормальной работы нервной системы. Опасно не только долгое сохранение ответной реакции, но и ее исчезновение раньше времени, изменение активности. Поэтому дети, перенесшие острую гипоксию в родах, извлечение при помощи вакуум-экстрактора, должны наблюдаться у невролога.

Также интересно почитать: бронхиолит у детей

Рефлекс Моро у грудничка фото Рефлекс Моро у грудничка – понятие, знакомое не многим молодым мамам. Как правило, новоявленные мамаши путают этот рефлекс с повышенной нервозностью грудничка. Невзирая на то, что данный рефлекс для малышей является нормальным и естественным, есть некоторые нюансы. Суть в том, что он может проявляться в течение первых нескольких месяцев, однако, если он не проходит после 5-месячного возраста – то это должно у родителей вызвать легкое беспокойство.

Кратко о рефлексах новорожденных и грудничков

В этой таблице перечислены рефлексы, которые наблюдаются у новорожденных. Учтите, что дети развиваются в разном темпе, поэтому возраст, в котором тот или иной рефлекс угасает, может быть разным.

Рефлекс Когда появляется Когда угасает
Рефлекторная улыбка С рождения 2 месяца
Рефлекс Моро С рождения 2-4 месяцев
Рефлекс автоматической ходьбы С рождения 2-4 месяцев
Поисковый рефлекс С рождения 4 месяца
Рефлекс выталкивания ложки С рождения 4–5 месяцев
Рефлекс фехтовальщика С рождения 4–6 месяцев
Верхний хватательный рефлекс С рождения 3–6 месяцев
Нижний хватательный рефлекс С рождения 4–8 месяцев

Наблюдать, как рефлексы постепенно заменяются осознанными движениями и реакциями, очень интересно, да и в целом радостно видеть, как ваш малыш развивается и меняется прямо на глазах.

Как была написана эта статья
Информация, представленная в этой статье, основана на рекомендациях специалистов, опубликованных достоверными (медицинскими и государственными) источниками, такими как Американская ассоциация педиатрии и Американский колледж акушеров и гинекологов. Полный список ссылок на источники, использованные для написания этой статьи, вы найдете в конце статьи. Информация на данной странице не заменяет профессиональной медицинской консультации. Всегда обращайтесь к врачу для постановки диагноза и назначения лечения.

Методики лечения дисфагии, приобретенной в результате инсульта. Упражнения для восстановления глотательных рефлексов

Заниматься восстановлением процесса глотания у постинсультных больных (проводить занятия на укрепление мышц языка, гортани и т.д. и отслеживать результат) должны только специалисты. Как правило, с этим работают логопеды. Они же на основании результатов тестов и исследований определяют методику восстановления.

Глоток имеет несколько фаз и для понимания, на какой фазе образовались проблемы и с какой частью процесса нужно работать, проводятся специальные исследования и тесты. По результатам тестов, например, может использоваться Ice-терапия, терапия льдом. Лед расслабляет, убирает спастику, которая формируется в мышцах после инсульта и мешает нормально глотать.

В курс занятий, укрепляющих мышцы речевого аппарата, могут входить как отработка простых действий – открыть-закрыть рот, сложить губы или язык трубочкой, имитировать кашель и полоскание горла, произносить с натугой разные звуки, так и более сложные, которые подбираются логопедом под конкретную ситуацию и проблемы пациента.

Адаптивное значение рефлексов

Рефлексы различаются по полезности. Некоторые рефлексы имеют ценность для выживания (например, рефлекс укоренения, который помогает младенцу, находящемуся на грудном вскармливании, найти сосок матери). Младенцы проявляют рефлекс укоренения только тогда, когда они голодны и их касается другой человек, а не когда они прикасаются к себе. Есть несколько рефлексов, которые, вероятно, помогли выживанию младенцев во время эволюционного прошлого человека (например, рефлекс Моро). Другие рефлексы, такие как сосание и хватание, помогают установить приятное взаимодействие между родителями и младенцем. Они могут побудить родителей реагировать с любовью и привязанностью и более грамотно кормить своего ребенка. Кроме того, это помогает родителям утешить своего ребенка, позволяя ему контролировать стресс и количество получаемой стимуляции.

Когда нужно начинать работать с проблемами глотания? Или результат не зависит от времени начала занятий?

Время восстановления после инсульта глотательных рефлексов зависит от того, насколько оперативно начата работа. С любыми нарушениями лучше всего начинать работать сразу. И чем плотнее занятия со специалистами реабилитационного профиля в течение первых шести месяцев, тем больше шансов использовать все возможности реабилитационного потенциала.

Особенно эффективны первые месяцы, причем в отношении всех проблем и нарушений, приобретенных в результате инсульта. Не только в силу того, что какие-то связи, которые еще не утрачены, можно сохранить в рабочем состоянии

Важно, что еще не сформировались и патологические связи, которые будут мешать восстановлению

И надо иметь в виду, что ни один специалист не будет делать что-то диаметрально противоположное тому, что уже применялось в восстановлении до него. Он просто будет подключать дополнительные модули и приемы.

Чем больше нарушений проявилось, тем сложнее и дольше длится восстановление после инсульта у пожилого человека. Поэтому чем плотнее занятия с логопедом первые полгода, тем больше шансов на успех, шире возможности и лучше результат.

Симптомы

Синдром Моро позволяет ребёнку осуществить первый вдох при выходе из родовых путей.

В последующем правильную симптоматику можно проверить следующим образом:

  • Слегка и неожиданно ударить по подушке, на которой лежит голова новорожденного. При этом руки ребёнка, которые были до этого в полусогнутом положении, раздвигаются, а пальцы растопыриваются.
  • Если внезапно слегка вытянуть ноги ребёнка, он создает аналогичное первой ситуации движение рук. Руки отводятся в сторону, пальцы расширяются, а затем все приходит в исходное положение.
  • Можно проверить и другим способом. Хлопнуть по пеленальному столику, на котором лежит ребёнок. В ответ он разведет руками и выпрямит согнутые ноги. Через 2–3 сек. вернётся в исходное положение. А также можно взять ребёнка за задние ноги и слегка их, вытянув, приподнять. Реакция будет такая же.

Это нормальное реактивное состояние, на основании которого делается вывод, что у ребёнка всё в порядке с рефлексами. Такой синдром в норме должен присутствовать до 4–5 месяцев.

Рефлекс Моро

В дальнейшем следует внимательно наблюдать за непроизвольными движениями младенца

Если ребёнок часто разводит руки без причины, а движения его асимметричны, то на это следует обратить внимание и обратиться за консультацией к педиатру

В младенческом возрасте синдром запускается сенсорной системой, но если он не исчезнет в более позднем возрасте, то он вызывает проблемы

Надпочечники начинают работать в усиленном режиме, что приводит к гиперактивности и впоследствии к проблемам с вниманием

Как только надпочечники устают от чрезмерной стимуляции, у ребенка обычно развивается хроническая аллергия, астма, аутоиммунный и другие проблемы со здоровьем, связанные с усталостью надпочечников. Кроме того, когда тело постоянно в режиме «аврала», мозг находится в возбужденном состоянии и не может сохранять или воспринимать информацию. Это приводит в дальнейшем к проблемам в обучении.

В последующие годы можно наблюдать клинические проявления патологической активности рефлекса, не завершённого в младенчестве:

  • агрессивность;
  • замкнутость;
  • повышенная чувствительность;
  • трудность общения с окружающими;
  • незрелые эмоции;
  • повышенное воображение.

На гормональном уровне также происходят изменения:

  • пониженная выработка кортизола;
  • избыточное количество норадреналина;
  • депонирование крови (накопление её в венозных сосудах).

Что должно насторожить

Оценивая реакцию крохи, обращают внимание на выраженность рефлекторного эффекта: он слабый, нормальный или слишком яркий, появляется быстро или с опозданием, и т. п

Если были замечены отклонения от нормы, ребенка направляют на обследование. Насторожить должны следующие факторы:

Асимметрия. При проведении теста ручки откидываются не симметрично. Это плохой признак для любого рефлекса, поскольку свидетельствует о внутричерепной травме или проблемах с ЦНС. Асимметрия нередко наблюдается при неврологических синдромах, например, парезах. Можно сказать, что парез — это неполный паралич, при котором повреждаются двигательные пути нервной системы, в результате чего двигательная активность ограничена.

Спонтанный рефлекс. Выражен тем, что грудничок отводит ручки в стороны даже при отсутствии хлопка или какого-либо другого раздражителя. Это может указывать на развитие внутричерепного давления, поэтому обязательно проводят нейросонографию и другие обследования.

Отсутствие рефлекса встречается при поражении мозговой деятельности и выявляется еще в родзале. Нередко в таких случаях угнетены или полностью отсутствуют несколько рефлексов, а новорожденный имеет низкую оценку по шкале Апгар. Так может происходить при сложных родах, глубокой недоношенности, кислородном голодании плода.

Неполный рефлекс. Наблюдается, когда младенец слегка откидывает руки и указывает на развитие гипертонии. Специалист способен оценить порог рефлекса Моро. Чем он ниже, тем большая вероятность поражения ЦНС. У деток с нарушениями мозговой деятельности рефлекторная активность может долго не угасать.

При тяжелых мозговых нарушениях, а также при сбоях в работе центральной или периферической нервной системы рефлекторное повреждение будет не единственным симптомом. Ребенка дополнительно обследуют неврологи и неонатологи и, в зависимости от диагноза и от тяжести заболевания, назначают лечение. Часто в схему терапии входит курс массажа, способствующего снятию тонуса мышц, а также прием ноотропных препаратов, улучшающих мозговое кровообращение.

К счастью, в большинстве случаев рефлексы у маленьких детишек работают слаженно и не вызывают никаких опасений.

Особенности рефлекса
Норма или патология
На что еще обратить внимание
Почему изменяются рефлексы

Как проверить рефлекс

Рефлекс Моро у карапузов является спонтанной реакцией, поэтому, если вы хотите в домашних условиях проверить всё ли в порядке с этим у малыша, то необходимо выполнить несколько специфичных действий, которые вызывают данную реакцию:

  • положите ребёнка на пеленальный столик, при этом вокруг должна быть вполне привычная ему ситуация, всё тихо и спокойно. Резко ударьте ладонями по столу над головой малыша, примерно в 15-20 сантиметрах над его темечком. Малыш испугается и выдаст вам необходимую реакцию;
  • на том же пеленальном столике обхватите одной рукой ножки крохи, а вторую подложите под таз, и резко приподнимите младенца вверх. Не сильно, конечно, и не вверх ногами. Просто оторвите таз и ножки от поверхности под острым углом. Главное, чтобы действие было внезапным;
  • можно также иначе имитировать падение. Одну руку подложите под головку малыша, а второй сведите ручки вместе на груди и придерживайте. Рукой, которая под головой, приподнимите ребёнка в положение полусидя. При этом не сажайте полностью, не давайте нагрузку на позвоночник и надёжно придерживайте головку. Потом резко опустите малыша назад на столик, одновременно отнимая ладонь, которой держали его ручки. Конечно же, падения не будет, ведь вы крепко держите кроху под головкой, но из-за внезапности движения карапуз испугается и отреагирует на ваши действия рефлексом Моро.

Знаете ли вы? Кроха появляется на свет без переносицы. Она формируется у него чуть позже после рождения.

Профилактика

Синдром происходит только в ответ на событие, которое для ребенка неожиданное, резкое. Как только ребенок осознает, что ему ничего не угрожает, его руки возвращаются внутрь, и он расслабляется. После того как сработал рефлекс, младенца необходимо утешить. Успокоить тихим голосом или привести в темную и тихую комнату для укачивания.

При этом его не следует пугать:

  • Опускать ребенка в постель следует горизонтально, не отклоняя его голову назад.
  • Держать младенца как можно ближе к телу, опуская его в кроватку.
  • Если во время сна возникает рефлекс, и малыш просыпается, пеленание перед сном поможет ему.
  • Хороший ночной отдых так же важен для матери, как и для ребенка, поэтому спальное место младенца должно быть комфортным, тихим и темным, чтобы он не испугался.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Я здоров — я живу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: