Кто чаще бывает грубым
Доля подростков-агрессоров в школах США и европейских стран, согласно ряду исследований, достигает 20%. В российских школах — похожая картина. В настоящем исследовании доля таких подростков составила 18,6% от общего числа учащихся.
Юноши более агрессивны. Так, 90% девушек никогда не враждовали с одноклассниками. Среди представителей сильного пола таких — 69%.
Агрессия бывает вербальная (словесные оскорбления), физическая (драки) и смешанная. Она может быть прямой (насилие, запугивание и пр.) и косвенной (распространение слухов и пр.). Агрессия чревата физическими и психическими травмами. Ребята, подвергшиеся ей, начинают хуже учиться, замыкаются в себе, испытывают комплекс неполноценности.
Наиболее распространена вербальная агрессия, физическая встречается реже, подсчитали авторы статьи.
Если рассматривать отдельно группу агрессоров, то в ней к словесным оскорблениям прибегали 50% девушек и 43% юношей. Смешанную агрессию применяли по трети представителей обоего пола. Издевались физически 16,7% девушек и 22,6% юношей. Таким образом, характеристики грубого поведения у учащихся обоих полов очень схожи.
Ученые также оценили популярность агрессоров среди сверстников. Ребята называли одноклассников, с которыми они общаются больше всего. Число полученных дружеских номинаций делилось на максимально возможное их число — получался показатель популярности.
Средняя популярность агрессоров превысила популярность неагрессивных подростков: 0,16 против 0,12. «Такой результат позволяет предположить, что грубое поведение не вызывает осуждения со стороны одноклассников, — комментируют исследователи. — Напротив, подростки, демонстрирующие буллинг, имеют много друзей».
Истоки агрессии
Не секрет, что самые циничные подростки нередко оказываются лидерами коллектива. Это касается прежде всего классов или учебных групп, которые сами заражены враждой и хамством. В такой страшной среде, где ценится грубая сила, дружба с агрессором считается выгодной. Она может защищать от нападок со стороны других обидчиков.
Однако на деле популярность агрессора — крайне опасная вещь. Она ведет к распространению жестокостей. Однокашники начинают копировать стиль поведения циника, а оскорбления и драки — или «буллинг» (от англ. bully – «хулиган, задира») — входят в привычку, воспринимаются как норма.
Не удивительно, что в таком коллективе отсутствие агрессии считается «игрой против правил». Подростков, не участвующих в хулиганстве, подвергают «санкциям» — например, начинают травить. Тем самым создается самовоспроизводящийся механизм агрессии, поясняют авторы статьи.
«Куда смотрят родители?»
Популярный вопрос, которым
задаются многие, глядя на современных подростков. Именно в семье, чаще всего,
ребенок получает базовую модель поведения, обстановка, царящая в ближайшем
окружении – образец для него.
Не сложно понять, что семья, в которой царят конфликты, не может выпустить в мир спокойного, уравновешенного, уверенного в себе гражданина. Советы по регуляции поведения помогут нормализовать отношения подростка с окружающим миром.
Конфликты мнений на почве воспитания: важно, чтобы родители и другие родственники, участвующие в воспитании, шли в одном направлении. Частая проблема – конфликт между мнениями мамы, папы, бабушек и дедушек, каждый «тащит» ребенка в свою сторону, критикуя методы воспитания других
Результат: внутриличностные конфликты, неврозы, низкая самооценка, агрессивность.
Реакция на гнев родителей, суровые наказания, неадекватные проступку ребенка, порождают ответную реакцию. Спокойного ребенка воспитывает спокойствие, мудрость, понимание, принятие и любовь. В данном случае, принцип, «как аукнется, так и откликнется» работает на все 100 процентов!
Игнорирование ребенка: родители не проявляют вовлеченность, они неэмоциональны, безучастны по отношению к ребенку
Результат – ребенок с раннего возраста стремится «добыть» внимание любым путем, не всегда это выглядит здорово. Он специально провоцирует родителя на агрессию, гнев, и так получает то, что хочет
В дальнейшей жизни его модель поведения не изменится.
Гиперопека: одна сторона медали, с другой – игнорирования. Лучший вариант – золотая середина, но к этому приходят не все. Чрезмерная опека приводит к подавлению личности, теплые эмоциональные отношения не возникают, как и в случае с игнорированием.
«Учат в школе…»
Школа на протяжении около 10 лет
является основным социальным окружением ребенка, наравне с семьей. Учителя и
соученики участвуют в становлении личности на важнейшем этапе – в подростковый
период.
Агрессивность как форма защиты или средство ранжирования, способ привлечь внимание и вызвать уважение, страх, часто применяется в среде школьников, которые пришли из семей с особенностями, описанными выше. Девочка рисует карандашом и улыбается
Девочка рисует карандашом и улыбается
Что с ребенком в подростковом возрасте в школе?
Проблемы адаптации, не способность принять новые нормы и стандарты общности, неумение вписаться в среду, проблемы с коммуникацией.
Неуспеваемость – серьезный фактор развития агрессии и враждебности, как следствие постоянной критики, унижений, наказания.
«Синдром жертвы»: каждый может вспомнить в своем классе ребенка, который регулярно становится «мальчиком для битья». Его по ряду причин выбирает типичный агрессор-хулиган в качестве своей постоянной цели для издевательств. На самом деле, в данном случае помощи требует не только «жертва», но и его мучитель – его выраженное агрессивное поведение растет из личностных проблем, семейных конфликтов и других факторов.
Под защитой коллектива
У юношей ситуация иная. В классах с низким уровнем агрессии их статус не связан с поведением. Но в коллективах, где приняты издевательства, агрессивность явно добавляет «очки» молодым людям. По мнению ряда ученых, юноши воспринимают грубость как признак настоящего мачо, проявление брутальности и «крутизны».
Иными словами, молодые люди выбирают друзей в зависимости от среды. В низкоагрессивной обстановке с хулиганами особо не дружат.
С учетом этих особенностей, крайне важно неприятие агрессии в коллективе. Это блокирует ее распространение, заключают авторы статьи
* Учащиеся техникумов и колледжей были выбраны исследователями потому, что в этой среде агрессия проявляется особенно отчетливо. Они происходят из семей с относительно низким социально-экономическим статусом. Между тем, в бедных слоях общества выше уровень насилия и антисоциального поведения. Агрессивный стиль поведения, усвоенный в семье, воспроизводится подростками и среди сверстников.
См. также:
Автор текста:
Соболевская Ольга Вадимовна,
12 декабря, 2016 г.
Социология
дети
социальная психология
Подпишись на IQ.HSE
Подписаться
Причины агрессии
- Высокий уровень недоверия в российском обществе. В результате подростки нередко воспринимают мир как враждебную среду, в котором лучшая защита — это нападение.
- Агрессия в семье, усвоенная с раннего детства, и агрессия со стороны педагогов.
- Возрастные кризисы, подростковые «бунты». Взросление нередко сопровождается тревогами: страхом перед неизвестностью, сомнениями в себе, боязнью неудач и пр. Это может вести к накоплению агрессии.
- Сложности с учебой и общением, одиночество.
- Семейные драмы: расставание родителей и пр.
- Социальное неблагополучие семьи, бедность. Это провоцирует постоянный стресс, который может приводить к враждебному отношению к окружающим.
- Вредные привычки: алкоголизм, наркомания, курение.
- Влияние индустрии развлечений и СМИ: агрессивные персонажи часто изображаются «крутыми», насилие трактуется как вариант решения проблем. В итоге дети начинают считать, что агрессия — лучший способ отвоевать свое место под солнцем. Представления о норме поведения смещаются.
Российские фильмы и сериалы о подростковой агрессии
«Чучело» (1983), режиссер Ролан Быков
«Дорогая Елена Сергеевна» (1988), режиссер Эльдар Рязанов
работы Валерии Гай Германики («Все умрут, а я останусь…» (2008) и др.)
«Розыгрыш» (2008), режиссер Андрей Кудиненко (римейк одноименного фильма Владимира Меньшова)
«Училка» (2015), режиссер Алексей Петрухин
«Любимая учительница» (2016), режиссер Леонид Белозорович
Психологические особенности агрессивности подростков
Подростковый
возраст имеет разные рамки в разных странах, отечественные психологи
остановились на периоде от 11 до 17/18 лет – это отвечает средней и старшей
школе.
Время это сложное, поскольку происходит перестройка сразу нескольких сфер:
- физиологической (гормональные перестройки);
- социальной (личность занимает трудную и противоречивую позицию «не ребенок, но еще не взрослый»);
- психологической (активно формируется самосознание).
Ряд исследований помог установить несколько особенностей возрастного и гендерного проявления агрессивного поведения:
- Наблюдаются пиковые проявления агрессии, но они отличаются в среде мальчиков и девочек: у первых пик – в 14-16 лет, у девочек раньше – до 13 лет.
- Формы проявления: девочкам свойственны непрямые и прямые вербальные воздействия, для мальчиков – преимущественно, физическая агрессия, прямая, открытая.
- Еще одна закономерность касается эволюция форм проявления с возрастом: чем старше становится подросток, тем реже он проявляет физическую агрессию, на первое место выходит вербалика.
- Согласно исследованиям при помощи опросника Басса-Дарки, установлено, что наиболее распространенное проявление – негативизм, и для девочек, и для мальчиков.
Крайности в самооценке свойственны подросткам с высокой агрессивностью, причем по всем показателями. Средние показатели самооценки наблюдаются у подростков с низкой и средней агрессией.
Психологи выделили несколько черт, свойственных большинству агрессивных подростков.
Основные черты агрессивных подростков:
- экстремальная самооценка;
- отсутствие занятий и интересов;
- примитивность мышления;
- духовная бедность;
- отсутствие стойких ценностей и интересов;
- низкий уровень интеллекта;
- склонность к подражательству;
- внушаемость, что и приводит в мир криминала;
- грубость, озлобленность по отношению ко всем – родителям, одноклассникам, учителями, незнакомцам.
Чтобы оценить
факт агрессии, необходимо осознать мотив подростка. Например, в качестве
защитного механизма для сохранения личностной целостности.
Исследования подростковой агрессивности: применение методов и статистика
Агрессивность – сложная цель исследований, поскольку связана со многими факторами развития личности. Для определения уровня агрессии, применения профилактики агрессивного поведения подростков, средств борьбы с ним, необходимо использование нескольких методик.
Эффективность показали неэкспериментальные методы:
- Анкетирование.
- Личностные шкалы.
- Проективные методики.
- Оценочные способы.
- Наблюдение.
- Беседа.
- Опросы.
Основными методиками исследований называют:
- «карты наблюдений» Д.Скотта;
- опросник Басса-Дарки;
- опросник-интервью А.Бандуры;
- проективные методики (рисунок семьи и другие).
Стимульный материал позволяет получить данные о таких видах реакций:
Физическая агрессивность: способность применить силу против другого лица в результате действия определенного фактора, внутреннего или внешнего.
Раздражительность: диагностируется уровень вспыльчивости, грубости, готовности агрессивно реагировать при возбуждении любой силы.
Косвенная: агрессия без явного вектора.
Уровень обиды: агрессивное отношение к действиям других, зависть по отношению к чужим достижениям, реакция на оскорбление, негативные эмоции, связанные с отношениями к другим людям или людей к субъекту. Обида окрашена гневом, раздражением, жалостью к себе.
Вербальная агрессия: проявление воздействия без физического контакта с объектом. Формы проявления: крик, угрозы, оскорбления, визг, проклятия.
Негативизм: лицо принимает на себя роль оппозиционера, протестуя против правил, традиций, законов, форма – пассивная
Подозрительное отношение: проявляется в широком диапазоне форм – от обычной осторожности до недоверия, граничащего с паранойей, уверенность в том, что все направлено против него, с целью его уничтожения, унижения
Группы утверждений в стимульном материале опросника Басса-Дарки
Физическая агрессия |
«да» = 1, «нет»-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, «нет» =1, «да» = 0:9,7 |
Непрямая агрессия |
«да» — 1, «нет» = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, «нет» = 1, «да» — 0: 26, 49 |
Раздражение |
«да»=1, «нет»=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, «нет» = 1, «да» =0:35,69 |
Негативизм |
«да» == 1, «нет» = 0: 4, 12, 20, 28, «нет» — 1, «да» = 0: 36 |
Уровень обиды |
«да»= 1,»нет» — 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58 |
Подозрительность |
«да»=1, «нет»=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, «нет» = 1, «да» = 0: 33, 66, 74,75 |
Виновность |
«да»-1, «нет»=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67 |
Вербальная агрессия |
«да» = 1, «нет» = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, «нет» — 1, «да» = 0: 33,66,74,75 |
Факторы риска развития агрессивности
Группа факторов | Примеры |
Персональные |
Заниженная самооценка Склонность к употреблению наркотических средств Девиантное поведение Склонность к нарушениям поведения |
Групповые (факторы риска в группе одноклассников, сверстников) |
Давление группы Дружба с компанией, в которой участники склонны к нарушениям поведения, вредным привычкам |
Семейные |
Постоянные конфликты в семье Низкий уровень дисциплины Родители с вредными привычками Насилие в семье Безнадзорность |
Социальные | Окружение, которое способствует развитию тяги к спиртному и наркотикам Низкий уровень жизни Экономическая нестабильность |
Подросток смотрит в телефон
Причины жестокости и агрессивного поведения подростков
Последствия органического поражения нервной системы вследствие травм, кислородного голодания (гипоксии), операций, инфекций и отравлений. Энцефалопатии. Гипертензионно-гидроцефальный синдром (гидроцефалия).
- Патологически протекающий пубертатный криз. Гормональная перестройка приводит к перевозбуждению нервной системы.
- Расстройства личности (психопатия).
- Эндогенные заболевания: депрессия, биполярное аффективное расстройство, шизоаффективные расстройства, шизотипическое расстройство, шизофрения.
- Нарушения пищевого поведения (анорексия, булимия).
Негармоничные отношения в семье, конфликты между родителями, психические расстройства у членов семьи также могут быть факторами, вызывающими нагрузку на психику подростка, способствуя агрессивному поведению.
У врачей психиатров изменения характера в подростковом периоде имеют большое диагностическое значение
В случае нормы наблюдаются изменения по типу заострения личностных черт. Это когда особенности характера, наблюдавшиеся много лет как — бы гипертрофируются. Малообщительный становится замкнутым. Нетерпеливый — несдержанным. Драчливый — агрессивным. Как правило, в таких случаях по завершению периода гормональной перестройки состояние выравнивается.
Особое внимание следует уделять резким переменам в поведении подростка. Если до этого ребенок был покладистым, добродушным и неконфликтным, и за короткое время переменился до неузнаваемости и стал «хладнокровным», безэмоциональным и безжалостным, это сигнализирует о болезненных изменениях в психике
Нужен врач!
Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков
Адекватная и действенная коррекция возможна только при выполнении точной диагностики, с применением комплексных методик. Диагностика агрессивного поведения подростков осуществляется в двух направлениях:
- анализ уровня агрессивности подростков и типичных форм ее проявления, чтобы индивидуальная коррекция была результативной;
- определение триггеров, основных факторов, которые влияют на проявления различных форм агрессивного поведения.
Для выбора правильного метода борьбы с негативными поведенческими проявлениями, программа диагностики должна давать возможность выполнять такие задачи:
- Получение данных, относительно особенностей личности агрессивных подростков: темперамент, эмоциональная сфера, интеллект, характер, нравственные нормы и другое.
- Изучение нюансов семейного окружения, воспитания в семье, ее структуры, анализ проблем: атмосфера в семье, воспитательные меры, микроклимат, отношения между всеми членами семьи.
- Анализ отношений в системе «подросток – сверстники»: отношение группы к подростку и его к группе, социальная роль подростка, удовлетворенность отношения, статус.
- Отношения с педагогами анализируется по критериям стиля отношений, педагогических влияний, методов воспитания.
Психолого-педагогическая коррекция и ее особенности
Причина проблем – в семейном воспитании: психолог предпринимает меры по работе с родителями или опекунами детей, подростков, дает рекомендации. Что нужно сделать? Гармонизировать отношения, выполнить корректировку отношений, установок, взглядов, ценностей. Задача психолога – помочь родителям найти оптимальный вариант коммуникации с подростком, подобрать правильную тактику дальнейших действий. Формы работы: беседа, лекция, тренинг
Просвещение родителей крайне важно, поскольку ужасающее количество родителей не имеют даже базовых представлений о воспитании
Если суть проблемы в коллективе школьников, важно учитывать, что именно школьный коллектив на определенном этапе развития личности – основной. Это референтная группа, в рамках которой подросток проявляет себя, свою индивидуальность
Популярные и действенные приемы работы: внутришкольная и внешкольная деятельность, которая связана с творчеством, и требует внимания всего школьного коллектива. В рамках подобной деятельности подросток может зарекомендовать себя, активно вступать в коммуникацию с другими.
Информирование и обучение педагогов приемам работы с агрессивными подростками – важный шаг в борьбе с негативными поведенческими проявлениями. Рекомендуется обучать способам решения конфликтов, нивелирования отрицательных эмоций, регуляции психического равновесия, выбору эффективного стиля преподавания.
В результате анализа всех способов психокоррекционной работы, удалось выделить два направления:
- рационализация педагогического процесса;
- методы психологии и психотерапии.
Основные направления работы с подростками:
- социально-педагогическая коррекция поведения;
- работа с нарушениями эмоциональной, мотивационной, волевой сфер;
- работа с семьей, коррекция семейного воспитания – разрабатывается специальная программа действий;
- гармонизация отношений в коллективе школьников;
- просвещение педагогов в работе с трудными, агрессивными подростками;
- психолог дает рекомендации по саморегуляции поведения.
Очень важно не просто правильно диагностировать причины агрессивности, но и научить подростка справляться с волнами гнева и агрессии. Анализ многих факторов позволяет психологам выбрать оптимальные пути работы с агрессивными подростками – психокоррекционная программа основывается на данных исследований
http://bibliotekar.kz/
Что происходит с психикой в подростковом возрасте
В период в среднем с 10 до 18 лет развитие внутренних органов и систем приобретают качественные изменения, запускается гормональная перестройка, начинают проявляться новые социальные инстинкты, формируется сексуальное поведение. Все это отражается на психической сфере. Меняются практически все психические функции.
Повышается внимание к вещам, которые ранее были не интересны. Возрастает нагрузка на эмоциональную и волевую сферу, из-за чего все труднее становится сдерживаться и приспосабливаться
Изменяется мышление и личностные особенности. Это способствует таким подростковым особенностям поведения как:
- реакции протеста,
- привлечение к себе внимания,
- реализация неизрасходованной нормальным образом энергии,
- нетерпимость.
Что стоит за агрессией
Агрессивность, к сожалению, заложена в каждом организме. Способность к агрессивному поведению унаследовано нами от наших предков. Когда-то, много веков и тысячелетий назад, агрессивность была проявлением защиты от разрушающих внешних факторов, позволяла человеку приспосабливаться и выживать.
В процессе эволюции, с развитием цивилизованного общества потребность в агрессии для выживания резко уменьшилась. Поэтому в норме агрессивные инстинкты подавлены и не проявляются. Но это в норме. В случаях, когда нервная система начинает испытывать нагрузки, психика подвергается деформации, запускаются болезненные изменения и агрессивность может выливаться наружу.
Жестокость — разновидность агрессивного поведения, проявляющаяся в виде грубого и безжалостного отношения к окружающим. Жестокость, по мнению психологов, является следствием дефицита в эмоциональной сфере, сфере общения и планирования своего поведения и предвидения последствий своих действий.
И если агрессивность как более широкий по проявлениям феномен может быть болезненным симптомом, а может и временной обратимой реакцией здоровой психики; то жестокость часто оказывается признаком какого-либо заболевания нервной системы и психики.
Исследования подростковой агрессии: история и особенности
Анализ детской и подростковой агрессивности – популярная тема исследований, что связано с ростом проблем в обществе, связанных с девиантным поведением, ростом подростковой жесткости по отношению к сверстникам, животным, близким, одноклассникам. Западная психология более 10 лет глубоко изучает корни проблемы – выдвинуты десятки гипотез, предполагающих факторы и основные причины агрессивного поведения подростков.
Основные направления исследований
зарубежных специалистов:
- гендерные особенности проявления агрессии в подростковом возрасте;
- особенности соотношения между агрессивностью ребенка-подростка и поведениям, формами общения в его семье;
- характеристика отношения родителей/опекунов к поведению подростка;
- изучение соотношения уровня интеллекта и агрессивности подростков.
В основе две идеи:
- Агрессивность – природная особенность любого человека, заложенная на уровне инстинктов.
- Агрессивное поведение приобретается в ходе развития, воспитания, взаимодействия с социумом.
Отечественная психология работает
в таких направлениях:
- изучение взаимосвязи агрессивности и самосознания;
- исследование эмоциональных нарушений, их влияния на уровень агрессивности;
- изучение факторов, влияющих на развитие агрессивности у подростков;
- общение в социуме – в семье, школе, дружеском сообществе – как фактор развития агрессивности;
- исследование биологических факторов, которые влияют на развитие деструктивного, враждебного поведения.
Девушки выбирают «боевых» подруг
Исследователи также изучили связь между популярностью агрессивных подростков и степенью недружелюбности среды. Классы были разделены на низкоагрессивные (около 10% хулиганов) и высокоагрессивные (доля таких ребят — примерно четверть).
В обоих группах агрессоры оказались популярнее среди сверстников, чем ребята без склонности к насилию. Но в высокоагрессивных коллективах хулиганы «котируются» еще выше. То есть общий психологический климат влияет на статус грубых подростков.
В классах, где распространены драки и унижения, неагрессивные ребята находятся в невыгодном положении. Гораздо меньшее число одноклассников называют их своими друзьями. Зато их антиподы выдвигаются в лидеры.
При этом агрессивные девушки имеют более высокий социальный статус в классах любого типа. Здесь возможно такое объяснение: буллинг среди девушек достаточно редок, он бросается в глаза. Это повышает узнаваемость таких студенток, интерес к ним.
Формы агрессивного поведения подростков
Одним из первых сделал попытку
классифицировать формы
агрессивного поведения подростков и взрослых А.Басс. Основаниями для
деления на типы стали три шкалы:
- вид воздействия: вербальное или физическое;
- по направленности на объект: прямая и непрямая;
- по активности: пассивная и активная.
Популярно деление на виды от экспертов в области криминологии – И.Кудрявцевой, Н.Ратиновой, О.Савиной – в основе лежат мотивы, деятельность и саморегуляция поведения:
- Первый класс – агрессия на уровне деятельности, мотивированная, контролируемая на личностном уровне. Например: отказ разговаривать (прямая, пассивная, вербальная), оскорбление (прямая, активная, вербальная), заговор с целью нанесения физического вреда (активная, физическая, непрямая).
- Второй класс: имеют более низкий уровень контроля, находятся не в рамках деятельности, а в рамках действий, большое значение имеет сила эмоционального напряжения, аффект, ситуация.
- Третий класс касается высокой степени аффекта, когда действия минимально контролируются, способность целостно оценить ситуацию утрачена практически полностью.
Основные формы агрессивного поведения:
- Физическая: наиболее явная форма, проявляется в виде применения прямой силы против объекта. Результат – нанесение повреждений физическим путем, которые могут привести к серьезным последствиям. Противоположность – вербальная: словесное нападение, заключается в угрозах, уничижительных изречениях в адрес объекта, цель – нанести психологический вред, самоутвердиться, унизить выбранную «жертву».
- Косвенная: действия направлены на определенный объект, но не осознаются объектом, используются окольные пути, чтобы «доставить» информацию к цели – сплетни, саркастические шутки. Противоположность – прямая форма, в которой применяются различные приемы непосредственно в адрес определенного лица.
- В зависимости от цели проявления, выделяют агрессию защиты и агрессию-провокацию. Первый тип – ответ на деструктивные воздействия от другого лица или группы лиц. Второй – нанесение первого «удара», с целью получения определенной реакции.
- Полярные формы – враждебная и инструментальная агрессия. Первый тип является целью сам по себе, проявляется в физической или вербальной формах, иногда – в комплексе, источник – гнев, желание нанести вред, как психологический, так и физический ущерб. Инструментальная форма – использование агрессии, как средства достижения цели, само по себе нападение – не самоцель.
Инструментальная форма может
существовать без нанесения вреда другим лицам, но не предусматривается и
избегание этого.
По вектору направленности выделяют внешнюю и внутреннюю формы. Первый тип направлен на окружающий мир, второй – внутрь себя (аутоагрессия).