Жестокость и агрессивность у подростков

Кто чаще бывает грубым

Доля подростков-агрессоров в школах США и европейских стран, согласно ряду исследований, достигает 20%. В российских школах — похожая картина. В настоящем исследовании доля таких подростков составила 18,6% от общего числа учащихся.

Юноши более агрессивны. Так, 90% девушек никогда не враждовали с одноклассниками. Среди представителей сильного пола таких — 69%.

Агрессия бывает вербальная (словесные оскорбления), физическая (драки) и смешанная. Она может быть прямой (насилие, запугивание и пр.) и косвенной (распространение слухов и пр.). Агрессия чревата физическими и психическими травмами. Ребята, подвергшиеся ей, начинают хуже учиться, замыкаются в себе, испытывают комплекс неполноценности.

Наиболее распространена вербальная агрессия, физическая встречается реже, подсчитали авторы статьи.

Если рассматривать отдельно группу агрессоров, то в ней к словесным оскорблениям прибегали 50% девушек и 43% юношей. Смешанную агрессию применяли по трети представителей обоего пола. Издевались физически 16,7% девушек и 22,6% юношей. Таким образом, характеристики грубого поведения у учащихся обоих полов очень схожи.

Ученые также оценили популярность агрессоров среди сверстников. Ребята называли одноклассников, с которыми они общаются больше всего. Число полученных дружеских номинаций делилось на максимально возможное их число — получался показатель популярности.

Средняя популярность агрессоров превысила популярность неагрессивных подростков: 0,16 против 0,12. «Такой результат позволяет предположить, что грубое поведение не вызывает осуждения со стороны одноклассников, — комментируют исследователи. — Напротив, подростки, демонстрирующие буллинг, имеют много друзей».

Истоки агрессии

Не секрет, что самые циничные подростки нередко оказываются лидерами коллектива. Это касается прежде всего классов или учебных групп, которые сами заражены враждой и хамством. В такой страшной среде, где ценится грубая сила, дружба с агрессором считается выгодной. Она может защищать от нападок со стороны других обидчиков.

Однако на деле популярность агрессора — крайне опасная вещь. Она ведет к распространению жестокостей. Однокашники начинают копировать стиль поведения циника, а оскорбления и драки — или «буллинг» (от англ. bully – «хулиган, задира») — входят в привычку, воспринимаются как норма.

Не удивительно, что в таком коллективе отсутствие агрессии считается «игрой против правил». Подростков, не участвующих в хулиганстве, подвергают «санкциям» — например, начинают травить. Тем самым создается самовоспроизводящийся механизм агрессии, поясняют авторы статьи.

«Куда смотрят родители?»

Популярный вопрос, которым
задаются многие, глядя на современных подростков. Именно в семье, чаще всего,
ребенок получает базовую модель поведения, обстановка, царящая в ближайшем
окружении – образец для него.

Не сложно понять, что семья, в которой царят конфликты, не может выпустить в мир спокойного, уравновешенного, уверенного в себе гражданина. Советы по регуляции поведения помогут нормализовать отношения подростка с окружающим миром.

Конфликты мнений на почве воспитания: важно, чтобы родители и другие родственники, участвующие в воспитании, шли в одном направлении. Частая проблема – конфликт между мнениями мамы, папы, бабушек и дедушек, каждый «тащит» ребенка в свою сторону, критикуя методы воспитания других

Результат: внутриличностные конфликты, неврозы, низкая самооценка, агрессивность.

Реакция на гнев родителей, суровые наказания, неадекватные проступку ребенка, порождают ответную реакцию. Спокойного ребенка воспитывает спокойствие, мудрость, понимание, принятие и любовь. В данном случае, принцип, «как аукнется, так и откликнется» работает на все 100 процентов!

Игнорирование ребенка: родители не проявляют вовлеченность, они неэмоциональны, безучастны по отношению к ребенку

Результат – ребенок с раннего возраста стремится «добыть» внимание любым путем, не всегда это выглядит здорово. Он специально провоцирует родителя на агрессию, гнев, и так получает то, что хочет

В дальнейшей жизни его модель поведения не изменится.

Гиперопека: одна сторона медали, с другой – игнорирования. Лучший вариант – золотая середина, но к этому приходят не все. Чрезмерная опека приводит к подавлению личности, теплые эмоциональные отношения не возникают, как и в случае с игнорированием.

«Учат в школе…»

Школа на протяжении около 10 лет
является основным социальным окружением ребенка, наравне с семьей. Учителя и
соученики участвуют в становлении личности на важнейшем этапе – в подростковый
период.

Агрессивность как форма защиты или средство ранжирования, способ привлечь внимание и вызвать уважение, страх, часто применяется в среде школьников, которые пришли из семей с особенностями, описанными выше. Девочка рисует карандашом и улыбается

Девочка рисует карандашом и улыбается

Что с ребенком в подростковом возрасте в школе?

Проблемы адаптации, не способность принять новые нормы и стандарты общности, неумение вписаться в среду, проблемы с коммуникацией.

Неуспеваемость – серьезный фактор развития агрессии и враждебности, как следствие постоянной критики, унижений, наказания.

«Синдром жертвы»: каждый может вспомнить в своем классе ребенка, который регулярно становится «мальчиком для битья». Его по ряду причин выбирает типичный агрессор-хулиган в качестве своей постоянной цели для издевательств. На самом деле, в данном случае помощи требует не только «жертва», но и его мучитель – его выраженное агрессивное поведение растет из личностных проблем, семейных конфликтов и других факторов.

Под защитой коллектива

У юношей ситуация иная. В классах с низким уровнем агрессии их статус не связан с поведением. Но в коллективах, где приняты издевательства, агрессивность явно добавляет «очки» молодым людям. По мнению ряда ученых, юноши воспринимают грубость как признак настоящего мачо, проявление брутальности и «крутизны».

Иными словами, молодые люди выбирают друзей в зависимости от среды. В низкоагрессивной обстановке с хулиганами особо не дружат.

С учетом этих особенностей, крайне важно неприятие агрессии в коллективе. Это блокирует ее распространение, заключают авторы статьи

* Учащиеся техникумов и колледжей были выбраны исследователями потому, что в этой среде агрессия проявляется особенно отчетливо. Они происходят из семей с относительно низким социально-экономическим статусом. Между тем, в бедных слоях общества выше уровень насилия и антисоциального поведения. Агрессивный стиль поведения, усвоенный в семье, воспроизводится подростками и среди сверстников.

См. также:

Автор текста:

Соболевская Ольга Вадимовна,

12 декабря, 2016 г.

Социология

дети

социальная психология

Подпишись на IQ.HSE

Подписаться

Причины агрессии

  • Высокий уровень недоверия в российском обществе. В результате подростки нередко воспринимают мир как враждебную среду, в котором лучшая защита — это нападение.
  • Агрессия в семье, усвоенная с раннего детства, и агрессия со стороны педагогов.
  • Возрастные кризисы, подростковые «бунты». Взросление нередко сопровождается тревогами: страхом перед неизвестностью, сомнениями в себе, боязнью неудач и пр. Это может вести к накоплению агрессии.
  • Сложности с учебой и общением, одиночество.
  • Семейные драмы: расставание родителей и пр.
  • Социальное неблагополучие семьи, бедность. Это провоцирует постоянный стресс, который может приводить к враждебному отношению к окружающим.
  • Вредные привычки: алкоголизм, наркомания, курение.
  • Влияние индустрии развлечений и СМИ: агрессивные персонажи часто изображаются «крутыми», насилие трактуется как вариант решения проблем. В итоге дети начинают считать, что агрессия — лучший способ отвоевать свое место под солнцем. Представления о норме поведения смещаются.

Российские фильмы и сериалы о подростковой агрессии

«Чучело» (1983), режиссер Ролан Быков

«Дорогая Елена Сергеевна» (1988), режиссер Эльдар Рязанов

работы Валерии Гай Германики («Все умрут, а я останусь…» (2008) и др.)

«Розыгрыш» (2008), режиссер Андрей Кудиненко (римейк одноименного фильма Владимира Меньшова)

«Училка» (2015), режиссер Алексей Петрухин

«Любимая учительница» (2016), режиссер Леонид Белозорович

Психологические особенности агрессивности подростков

Подростковый
возраст
имеет разные рамки в разных странах, отечественные психологи
остановились на периоде от 11 до 17/18 лет – это отвечает средней и старшей
школе.

Время это сложное, поскольку происходит перестройка сразу нескольких сфер:

  • физиологической (гормональные перестройки);
  • социальной (личность занимает трудную и противоречивую позицию «не ребенок, но еще не взрослый»);
  • психологической (активно формируется самосознание).

Ряд исследований помог установить несколько особенностей возрастного и гендерного проявления агрессивного поведения:

  1. Наблюдаются пиковые проявления агрессии, но они отличаются в среде мальчиков и девочек: у первых пик – в 14-16 лет, у девочек раньше – до 13 лет.
  2. Формы проявления: девочкам свойственны непрямые и прямые вербальные воздействия, для мальчиков – преимущественно, физическая агрессия, прямая, открытая.
  3. Еще одна закономерность касается эволюция форм проявления с возрастом: чем старше становится подросток, тем реже он проявляет физическую агрессию, на первое место выходит вербалика.
  4. Согласно исследованиям при помощи опросника Басса-Дарки, установлено, что наиболее распространенное проявление – негативизм, и для девочек, и для мальчиков.

Крайности в самооценке свойственны подросткам с высокой агрессивностью, причем по всем показателями. Средние показатели самооценки наблюдаются у подростков с низкой и средней агрессией.

Психологи выделили несколько черт, свойственных большинству агрессивных подростков.

Основные черты агрессивных подростков:

  • экстремальная самооценка;
  • отсутствие занятий и интересов;
  • примитивность мышления;
  • духовная бедность;
  • отсутствие стойких ценностей и интересов;
  • низкий уровень интеллекта;
  • склонность к подражательству;
  • внушаемость, что и приводит в мир криминала;
  • грубость, озлобленность по отношению ко всем – родителям, одноклассникам, учителями, незнакомцам.

Чтобы оценить
факт агрессии, необходимо осознать мотив подростка. Например, в качестве
защитного механизма для сохранения личностной целостности.

Исследования подростковой агрессивности: применение методов и статистика

Агрессивность – сложная цель исследований, поскольку связана со многими факторами развития личности. Для определения уровня агрессии, применения профилактики агрессивного поведения подростков, средств борьбы с ним, необходимо использование нескольких методик.

Эффективность показали неэкспериментальные методы:

  1. Анкетирование.
  2. Личностные шкалы.
  3. Проективные методики.
  4. Оценочные способы.
  5. Наблюдение.
  6. Беседа.
  7. Опросы.

Основными методиками исследований называют:

  • «карты наблюдений» Д.Скотта;
  • опросник Басса-Дарки;
  • опросник-интервью А.Бандуры;
  • проективные методики (рисунок семьи и другие).

Стимульный материал позволяет получить данные о таких видах реакций:

Физическая агрессивность: способность применить силу против другого лица в результате действия определенного фактора, внутреннего или внешнего.
Раздражительность: диагностируется уровень вспыльчивости, грубости, готовности агрессивно реагировать при возбуждении любой силы.
Косвенная: агрессия без явного вектора.
Уровень обиды: агрессивное отношение к действиям других, зависть по отношению к чужим достижениям, реакция на оскорбление, негативные эмоции, связанные с отношениями к другим людям или людей к субъекту. Обида окрашена гневом, раздражением, жалостью к себе.
Вербальная агрессия: проявление воздействия без физического контакта с объектом. Формы проявления: крик, угрозы, оскорбления, визг, проклятия.

Негативизм: лицо принимает на себя роль оппозиционера, протестуя против правил, традиций, законов, форма – пассивная

Подозрительное отношение: проявляется в широком диапазоне форм – от обычной осторожности до недоверия, граничащего с паранойей, уверенность в том, что все направлено против него, с целью его уничтожения, унижения

Группы утверждений в стимульном материале опросника Басса-Дарки

Физическая агрессия «да» = 1,
«нет»-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, «нет» =1, «да»
= 0:9,7
Непрямая агрессия «да» — 1,
«нет» = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, «нет» = 1,
«да» — 0: 26, 49
Раздражение «да»=1, «нет»=0:
3,19,27,43, 50, 57,64,72, «нет» = 1, «да» =0:35,69
Негативизм «да» == 1,
«нет» = 0: 4, 12, 20, 28, «нет» — 1, «да» = 0:
36
Уровень обиды «да»=
1,»нет» — 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58
Подозрительность «да»=1,
«нет»=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, «нет» = 1,
«да» = 0: 33, 66, 74,75
Виновность «да»-1,
«нет»=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67
Вербальная агрессия «да» = 1,
«нет» = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, «нет» — 1,
«да» = 0: 33,66,74,75

Факторы риска развития агрессивности

Группа факторов Примеры
Персональные Заниженная самооценка
Склонность к употреблению
наркотических средств
Девиантное поведение
Склонность к нарушениям
поведения
Групповые (факторы риска в
группе одноклассников, сверстников)
Давление группы
Дружба с компанией, в которой
участники склонны к нарушениям поведения, вредным привычкам
Семейные Постоянные конфликты в семье
Низкий уровень дисциплины
Родители с вредными привычками
Насилие в семье
Безнадзорность
Социальные Окружение, которое способствует развитию тяги к спиртному и наркотикам Низкий уровень жизни Экономическая нестабильность

Подросток смотрит в телефон

Причины жестокости и агрессивного поведения подростков

Последствия органического поражения нервной системы вследствие травм, кислородного голодания (гипоксии), операций, инфекций и отравлений. Энцефалопатии. Гипертензионно-гидроцефальный синдром (гидроцефалия).

  • Патологически протекающий пубертатный криз. Гормональная перестройка приводит к перевозбуждению нервной системы.
  • Расстройства личности (психопатия).
  • Эндогенные заболевания: депрессия, биполярное аффективное расстройство, шизоаффективные расстройства, шизотипическое расстройство, шизофрения.
  • Нарушения пищевого поведения (анорексия, булимия).

Негармоничные отношения в семье, конфликты между родителями, психические расстройства у членов семьи также могут быть факторами, вызывающими нагрузку на психику подростка, способствуя агрессивному поведению.

У врачей психиатров изменения характера в подростковом периоде имеют большое диагностическое значение

В случае нормы наблюдаются изменения по типу заострения личностных черт. Это когда особенности характера, наблюдавшиеся много лет как — бы гипертрофируются. Малообщительный становится замкнутым. Нетерпеливый — несдержанным. Драчливый — агрессивным. Как правило, в таких случаях по завершению периода гормональной перестройки состояние выравнивается.

Особое внимание следует уделять резким переменам в поведении подростка. Если до этого ребенок был покладистым, добродушным и неконфликтным, и за короткое время переменился до неузнаваемости и стал «хладнокровным», безэмоциональным и безжалостным, это сигнализирует о болезненных изменениях в психике

Нужен врач!

Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков

Адекватная и действенная коррекция возможна только при выполнении точной диагностики, с применением комплексных методик. Диагностика агрессивного поведения подростков осуществляется в двух направлениях:

  • анализ уровня агрессивности подростков и типичных форм ее проявления, чтобы индивидуальная коррекция была результативной;
  • определение триггеров, основных факторов, которые влияют на проявления различных форм агрессивного поведения.

Для выбора правильного метода борьбы с негативными поведенческими проявлениями, программа диагностики должна давать возможность выполнять такие задачи:

  1. Получение данных, относительно особенностей личности агрессивных подростков: темперамент, эмоциональная сфера, интеллект, характер, нравственные нормы и другое.
  2. Изучение нюансов семейного окружения, воспитания в семье, ее структуры, анализ проблем: атмосфера в семье, воспитательные меры, микроклимат, отношения между всеми членами семьи.
  3. Анализ отношений в системе «подросток – сверстники»: отношение группы к подростку и его к группе, социальная роль подростка, удовлетворенность отношения, статус.
  4. Отношения с педагогами анализируется по критериям стиля отношений, педагогических влияний, методов воспитания.

Психолого-педагогическая коррекция и ее особенности

Причина проблем – в семейном воспитании: психолог предпринимает меры по работе с родителями или опекунами детей, подростков, дает рекомендации. Что нужно сделать? Гармонизировать отношения, выполнить корректировку отношений, установок, взглядов, ценностей. Задача психолога – помочь родителям найти оптимальный вариант коммуникации с подростком, подобрать правильную тактику дальнейших действий. Формы работы: беседа, лекция, тренинг

Просвещение родителей крайне важно, поскольку ужасающее количество родителей не имеют даже базовых представлений о воспитании

Если суть проблемы в коллективе школьников, важно учитывать, что именно школьный коллектив на определенном этапе развития личности – основной. Это референтная группа, в рамках которой подросток проявляет себя, свою индивидуальность

Популярные и действенные приемы работы: внутришкольная и внешкольная деятельность, которая связана с творчеством, и требует внимания всего школьного коллектива. В рамках подобной деятельности подросток может зарекомендовать себя, активно вступать в коммуникацию с другими.

Информирование и обучение педагогов приемам работы с агрессивными подростками – важный шаг в борьбе с негативными поведенческими проявлениями. Рекомендуется обучать способам решения конфликтов, нивелирования отрицательных эмоций, регуляции психического равновесия, выбору эффективного стиля преподавания.

В результате анализа всех способов психокоррекционной работы, удалось выделить два направления:

  • рационализация педагогического процесса;
  • методы психологии и психотерапии.

Основные направления работы с подростками:

  • социально-педагогическая коррекция поведения;
  • работа с нарушениями эмоциональной, мотивационной, волевой сфер;
  • работа с семьей, коррекция семейного воспитания – разрабатывается специальная программа действий;
  • гармонизация отношений в коллективе школьников;
  • просвещение педагогов в работе с трудными, агрессивными подростками;
  • психолог дает рекомендации по саморегуляции поведения.

Очень важно не просто правильно диагностировать причины агрессивности, но и научить подростка справляться с волнами гнева и агрессии. Анализ многих факторов позволяет психологам выбрать оптимальные пути работы с агрессивными подростками – психокоррекционная программа основывается на данных исследований

http://bibliotekar.kz/

Что происходит с психикой в подростковом возрасте

В период в среднем с 10 до 18 лет развитие внутренних органов и систем приобретают качественные изменения, запускается гормональная перестройка, начинают проявляться новые социальные инстинкты, формируется сексуальное поведение. Все это отражается на психической сфере. Меняются практически все психические функции. 

Повышается внимание к вещам, которые ранее были не интересны. Возрастает нагрузка на эмоциональную и волевую сферу, из-за чего все труднее становится сдерживаться и приспосабливаться

Изменяется мышление и личностные особенности. Это способствует таким подростковым особенностям поведения как:

  • реакции протеста,
  • привлечение к себе внимания,
  • реализация неизрасходованной нормальным образом энергии,
  • нетерпимость.

Что стоит за агрессией

Агрессивность, к сожалению, заложена в каждом организме. Способность к агрессивному поведению унаследовано нами от наших предков. Когда-то, много веков и тысячелетий назад, агрессивность была проявлением защиты от разрушающих внешних факторов, позволяла человеку приспосабливаться и выживать. 

В процессе эволюции, с развитием цивилизованного общества потребность в агрессии для выживания резко уменьшилась. Поэтому в норме агрессивные инстинкты подавлены и не проявляются. Но это в норме. В случаях, когда нервная система начинает испытывать нагрузки, психика подвергается деформации, запускаются болезненные изменения и агрессивность может выливаться наружу.

Жестокость — разновидность агрессивного поведения, проявляющаяся в виде грубого и безжалостного отношения к окружающим. Жестокость, по мнению психологов, является следствием дефицита в эмоциональной сфере, сфере общения и планирования своего поведения и предвидения последствий своих действий.

И если агрессивность как более широкий по проявлениям феномен может быть болезненным симптомом, а может и временной обратимой реакцией здоровой психики; то жестокость часто оказывается признаком какого-либо заболевания нервной системы и психики.

Исследования подростковой агрессии: история и особенности

Анализ детской и подростковой агрессивности – популярная тема исследований, что связано с ростом проблем в обществе, связанных с девиантным поведением, ростом подростковой жесткости по отношению к сверстникам, животным, близким, одноклассникам. Западная психология более 10 лет глубоко изучает корни проблемы – выдвинуты десятки гипотез, предполагающих факторы и основные причины агрессивного поведения подростков.

Основные направления исследований
зарубежных специалистов:

  • гендерные особенности проявления агрессии в подростковом возрасте;
  • особенности соотношения между агрессивностью ребенка-подростка и поведениям, формами общения в его семье;
  • характеристика отношения родителей/опекунов к поведению подростка;
  • изучение соотношения уровня интеллекта и агрессивности подростков.

В основе две идеи:

  1. Агрессивность – природная особенность любого человека, заложенная на уровне инстинктов.
  2. Агрессивное поведение приобретается в ходе развития, воспитания, взаимодействия с социумом.

Отечественная психология работает
в таких направлениях:

  • изучение взаимосвязи агрессивности и самосознания;
  • исследование эмоциональных нарушений, их влияния на уровень агрессивности;
  • изучение факторов, влияющих на развитие агрессивности у подростков;
  • общение в социуме – в семье, школе, дружеском сообществе – как фактор развития агрессивности;
  • исследование биологических факторов, которые влияют на развитие деструктивного, враждебного поведения.

Девушки выбирают «боевых» подруг

Исследователи также изучили связь между популярностью агрессивных подростков и степенью недружелюбности среды. Классы были разделены на низкоагрессивные (около 10% хулиганов) и высокоагрессивные (доля таких ребят — примерно четверть).

В обоих группах агрессоры оказались популярнее среди сверстников, чем ребята без склонности к насилию. Но в высокоагрессивных коллективах хулиганы «котируются» еще выше. То есть общий психологический климат влияет на статус грубых подростков. 

В классах, где распространены драки и унижения, неагрессивные ребята находятся в невыгодном положении. Гораздо меньшее число одноклассников называют их своими друзьями. Зато их антиподы выдвигаются в лидеры. 

При этом агрессивные девушки имеют более высокий социальный статус в классах любого типа. Здесь возможно такое объяснение: буллинг среди девушек достаточно редок, он бросается в глаза. Это повышает узнаваемость таких студенток, интерес к ним.

Формы агрессивного поведения подростков

Одним из первых сделал попытку
классифицировать формы
агрессивного поведения подростков и взрослых А.Басс. Основаниями для
деления на типы стали три шкалы:

  • вид воздействия: вербальное или физическое;
  • по направленности на объект: прямая и непрямая;
  • по активности: пассивная и активная.

Популярно деление на виды от экспертов в области криминологии – И.Кудрявцевой, Н.Ратиновой, О.Савиной – в основе лежат мотивы, деятельность и саморегуляция поведения:

  1. Первый класс – агрессия на уровне деятельности, мотивированная, контролируемая на личностном уровне. Например: отказ разговаривать (прямая, пассивная, вербальная), оскорбление (прямая, активная, вербальная), заговор с целью нанесения физического вреда (активная, физическая, непрямая).
  2. Второй класс: имеют более низкий уровень контроля, находятся не в рамках деятельности, а в рамках действий, большое значение имеет сила эмоционального напряжения, аффект, ситуация.
  3. Третий класс касается высокой степени аффекта, когда действия минимально контролируются, способность целостно оценить ситуацию утрачена практически полностью.

Основные формы агрессивного поведения:

  1. Физическая: наиболее явная форма, проявляется в виде применения прямой силы против объекта. Результат – нанесение повреждений физическим путем, которые могут привести к серьезным последствиям. Противоположность – вербальная: словесное нападение, заключается в угрозах, уничижительных изречениях в адрес объекта, цель – нанести психологический вред, самоутвердиться, унизить выбранную «жертву».
  2. Косвенная: действия направлены на определенный объект, но не осознаются объектом, используются окольные пути, чтобы «доставить» информацию к цели – сплетни, саркастические шутки. Противоположность – прямая форма, в которой применяются различные приемы непосредственно в адрес определенного лица.
  3. В зависимости от цели проявления, выделяют агрессию защиты и агрессию-провокацию. Первый тип – ответ на деструктивные воздействия от другого лица или группы лиц. Второй – нанесение первого «удара», с целью получения определенной реакции.
  4. Полярные формы – враждебная и инструментальная агрессия. Первый тип является целью сам по себе, проявляется в физической или вербальной формах, иногда – в комплексе, источник – гнев, желание нанести вред, как психологический, так и физический ущерб. Инструментальная форма – использование агрессии, как средства достижения цели, само по себе нападение – не самоцель.

Инструментальная форма может
существовать без нанесения вреда другим лицам, но не предусматривается и
избегание этого.

По вектору направленности выделяют внешнюю и внутреннюю формы. Первый тип направлен на окружающий мир, второй – внутрь себя (аутоагрессия).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Я здоров — я живу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: