Речевой слух – основа когнитивного и социального развития детей. часть 2

Ход игры.После слов ведущего:

— Рассыпались бусы. Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов,например:

на звук — радуга—ракета—каравай—пар—рука —. на звуки — — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло —.

«Повтори и прибавь»

Цели: развивать слуховое внимание, память. Ход игры

Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов,например: на звук —

Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов,например: на звук —

жук

жук, жаба

жук, жаба, ужи

жук, жаба, ужи, ежи и т. д.

«Сложи звуки».

Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память. Ход игры

Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова,например: , — ПА; , , — НОС

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова,например: , — ПА; , , — НОС.

«Скажи наоборот».

Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память. Ход игры

Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке

Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О —. (О, И) У, О, А — А, О, У Э, Ы,И—. (И,Ы, Э)

2 вариант — с твердыми согласными звуками

ПА — АП АП — ПА

ПО — (ОП) ОП— (ПО)

ПУ — (УП) ЫП — (ПЫ)

ПЭ— (ЭП) УП— (ПУ)

ПЫ — (ЫП) ЭП — (ПЭ)

3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками

ПА — ПЯ ПЯ — ПА

ПУ —. (ПЮ) ПИ —. (ПЫ)

ПЭ—. (ПЕ) ПЮ—. (ПУ)

ПО—. (ПЁ) ПВ—. (ПО)

ПЫ —. (ПИ) ПЕ —. (ПЭ)

Звуковая зарядка

Цели: развивать слуховое внимание, координацию движений; упражнять в дифференциации гласных звуков

Упражнения и игры для развития фонематического слуха

Игра «Поймай звук». Взрослый говорит какое-то слово, а задача ребенка — при произношении заранее оговоренного звука хлопнуть в ладоши. Сначала подбирайте слова, которые начинаются с нужного звука. Затем усложняйте — звук должен находиться в середине или конце слова. Задание можно разнообразить, чтобы ребенку было интереснее, а также развивались различные каналы восприятия звука. Для этого говорите ребенку слова из соседней комнаты. Спустя какое-то время следует читать текст, в котором он будет ловить нужный звук

Этот способ отлично тренирует внимание и концентрацию

Игра «Доскажи слово». Ребенку говорят начало фразы, а он должен её закончить: чтобы играть, нужна игра, чтобы шить, нужна… (игла). Придумайте как можно больше подобных созвучий.

Поиграйте в «Рифмы». Говорите какое-нибудь слово и бросайте ребенку мячик. Он должен поймать его и произнести в ответ рифму. Если рифма не названа — скажите её сами. Начинайте с очень простых слов и постепенно переходите к более сложным. Игра рассчитана на детей в возрасте от 4-5 лет и старше.

Для записи на консультацию логопеда или нейропсихолога звоните по тел.: (812) 642-47-02.

Ход игры.

Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение, а дети повторяют.

Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти.

Вариант 3: «Путаница» — взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение ему несоответствующее, а дети — соответствующее.

Звук А — руки поднять в стороны на уровень плеч.

Звук У — руки вытянуть вперед.

Звук О —руки поставить на пояс.

Звук И —руки поднять вверх.

Звук Э — опущенные руки отвести немного в стороны.

Звук Ы — отвести руки назад (или за спину).

УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Все, что мы слышим и все, что произносим — это звуки. А много ли звуков мы можем различить?

Давайте посидим минуточку очень тихо: кто какие звуки услышит?

УГАДАЙ ПО ЗВУКУ

Сядь ко мне спиной и не поворачивайся. Угадай, чем я буду создавать звуки и шумы. (Можно бросать на пол разные предметы: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п. ; можно руками бумагу мять, рвать ее, перелистывать книгу, разрывать материал, потирать руки, ударять предметом о предмет, расчесывать волосы, мыть руки, подметать, резать и т. д.)

ПОСИДИМ В ТИШИНЕ

Собери предметы,которые при соприкосновении друг с другом звенят: ложки, тарелки, металлические крышки. Положи их один на другой, затем переложи 2-3 раза, стараясь произвести как можно меньше шума.

РАЗВЕДЧИК

Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо. Даже пол или обувь не должны скрипеть.

ЧТО ЗА МАШИНА?

Угадай,что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

УСЛЫШЬ ШЕПОТ

Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

ИГРА В КОМАНДЕ

Сядьте в круг. Я буду обычным голосом давать команду сделать какое-нибудь движение, а затем шепотом произносить имя того, кто должен его выполнять. Будьте очень внимательны.

МОРЗЯНКА

Слушай внимательно ритм, который я тебе простучу. Повтори. (С каждым разом предлагается все более трудный ритмический рисунок).

УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК

Я попробую звуками изобразить какой-то предмет: паровоз, машину, самолет, свистящий чайник, собаку, кошку, курочку и т. п. А ты угадывай. Если угадаешь — тебе водить.

УГАДАЙ, КТО ГОВОРИТ

Угадай,кто это произносит:

— Московское время 5 часов 10 минут.

— Налить вам еще чаю?

— Открой рот и скажи «А-а».

— Раз, два, три, водишь ты!

— Сегодня ночью и завтра днем переменная облачность, без осадков.

— Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка — «Детский мир»

ЧТО ЭТО?

На диске записаны звуки. Угадай, что именно.

а)В доме: журчание воды в ванной, тиканье часов, шипение и шкворчание еды, жарящейся на сковороде, урчание холодильника, телефонный звонок, гудение пылесоса, лай собаки, топот малыша, звонок в дверь, звон тарелок (когда их кладут на стол, в мойку, скрип стула, стук закрывающейся двери, позвякивание ложки в стакане, стук в дверь, щелчок выключателя.

б)Слушаем погоду: стук капель по стеклу, раскаты грома, вой ветра, шуршание дождя и т. д.

в)Улица: гудок машины, хлопок закрывающейся дверцы автомобиля, тарахтение грузовика, скрежет и визг тормозов, детский смех, звук движущегося трамвая, звук пролетающего самолета, пение птиц.

г)Магазин: работает касса, катят контейнеры, позвякивание чашек в кафетерии.

ПРИЯТНО СЛУШАТЬ ЭТОТ ЗВУК?

Приятные звуки или нет: музыка классическая, популярная, автомобильные гудки, звонок будильника, скрежет железа по стеклу, детский смех, кашель.

ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК

Послушай и угадай: что в коробке? (Может быть один или несколько предметов в любом сочетании: теннисный мячик, деревянный шарик, монеты, пуговицы, спичечный коробок и т. д.)

ЗВУКОВАЯ ОДЕЖДА СЛОВА

Наша речь, слова, которые каждый из нас произносит, тоже состоят из звуков. Звуком слово начинается, звуком заканчивается. В середине слова тоже звуки. Рисунок звука, его портрет, называется буквой. Буквы услышать невозможно. Буквы можно писать и читать. У каждого звука своя буква.Некоторые звуки очень богаты: у них несколько портретов-букв.Есть буквы-загадки: портрет один, а звук совсем другой. Чтобы во всем разобраться, научись сначала слушать и слышать звуки.

1. Чиркина Г. В. Основы логопедической работы с детьми.

2. Хватцев М. Е. Основы логопедии.

Занятия ритмикой

Ритмика важна в физическом и музыкальном воспитании дошкольника. Танцы учат ребенка чувствовать настроение через мелодию. Ритмика – это своеобразная иллюстрация музыки в движении с помощью бега, ходьбы, прыжков, элементов гимнастики. Все это направлено на развитие чувства ритма, музыкальной памяти, координации движений.

Танцуйте не только под детскую и эстрадную музыку, но и под классику. Речь не о том, чтобы в 5 лет малыш умел танцевать вальс. Позвольте ему двигаться в такт, как ему удобно. Покажите, как быстро перебегать на цыпочках или лететь в прыжке. Можно кружиться, бегать – делайте все, что угодно, будьте раскованными в танце, проявляйте фантазию и импровизируйте.

Причины нарушения фонематического слуха

Поскольку за фонематический слух отвечает левое полушарие мозга, очень важно состояние именно этой зоны. При обследовании детей, имеющих нарушение ФС, часто выявляются:

  1. Проблемы кровоснабжения мозга (например, повышенное внутричерепное давление, венозный застой, расширение мозговых желудочков, особенно слева);
  2. Нарушение проведения слухового импульса на уровне «до коры», особенно от правого уха в левое полушарие (выявляется с помощью обследования методом вызванных потенциалов). Это не является грубым нарушением слуха (как правило, врач-ЛОР пишет в таком случае: «норма»), но проявляется именно при восприятии звуков речи на определенных частотах.
  3. На ЭЭГ у детей с ФФНР также бывает нарушение электрогенеза именно в области левого виска (но не обязательно).

Таким образом, можно сказать, что нарушение ФС – это неврологическое, нейрофизиологическое нарушение, которое чаще всего обусловлено проблемами беременности и родов. Помимо нарушения фонематического слуха у таких детей часто есть сопутствующие проблемы: гиперактивность, проблемы поведения, питания, эмоционально-волевой сферы.

Ход деятельности:

Дети с воспитателем входят в зал, музыкальный руководитель здоровается с ними и предлагает свободно встать на ковре.

— Дети, мы отправимся сегодня в мир звуков. Будем их слушать и с ними играть. Эти звуки будут очень разные по звучанию. Сейчас по волшебной дорожке мы пойдём в гости к бумажным звукам.

Звучит фонограмма любой мелодии умеренного характера. Дети, цепочкой, взявшись за руки идут за взрослым.

— А вот и бумажные бабочки нас встречают (сделанные из фантиков). Посмотрите сколько их здесь. Если пошуршать крылышками, будут издаваться бумажные звуки, послушайте какие.

Дети в полной тишине слушают бумажные звуки.

— Идём по дорожке дальше. Мы видим необычный бумажный дом, в котором живут газета и тетрадь. У них тоже есть бумажные листья. Давайте пошуршим листьями газеты, а затем тетрадными листами.

Дети шуршат.

— Если прислушаться, то получится необычная бумажна музыка. Можно шуршать быстро и можно шуршать медленно. А теперь мы отправимся в гости к другим звукам, а каким, сейчас увидим! (Падает монетка). Ой, что это за звук такой звонкий? Это упала монетка. Как звонко! Давайте поиграем с ней.

Дети поочереди роняют монету и слушают звук.

— Дети, посмотрите, у меня в руках ключи, необычные они! Ими можно позвенеть. (Издаёт звук) Слышите как громко и звонко! Если прислушаться, тоже музыка. А теперь сделаем тишину. Тихо. Послушаем тишину.

Дети слушают.

— Но всё равно можно услышать звук и в тишине. Пока тихо, будем сопеть своими носиками. Это тоже звуки.

Дети сопят. Пощёлкали язычками.

— Слышите, какие разные звуки. Когда сопим носом, то звук тихий, приглушённый, щёлкая языком, получается звук громче, звонче. Идём по тропинке дальше. (Звучит фонограмма любой мелодии умеренного характера). Ой, что за сундучок здесь стоит? Нужно посмотреть что в нём находится. (Открывает). Какие интересные колпачки! А если ими постучать, они тоже издают звуки. Послушайте (стучит). Сейчас их вам раздам, и мы постучим все вместе. Можно стучать быстро и можно стучать медленно. Повторяйте за мной. Вот как здорово у нас получается! А ещё в сундучке лежат звонкие бубенчики. Послушайте как они звенят! Мы будем играть в них под музыку. (Раздаёт детям бубенчики).

Исполняется песня «Бубенчики» Слова М. Долинова, музыка Е. Тиличеевой

Дети играют под музыку.

— Молодцы! Вот сколько звуков мы сегодня услышали. Звуки не были похожими друг на друга, все они по — разному звучали. Как здорово слушать такое разнообразие. А теперь кладём бубенчики в музыкальный сундучок. Нам нужно идти обратно.

Дети под музыку, взявшись за руки, идут по дорожке за взрослым. Музыка заканчивается, все поют до свидания.

Советую посмотреть в интернете по К.Орфу:

https://puzkarapuz.ru/content/195

https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2017/02/23/igrovaya-metodika-karla-orfa-dlya

https://infourok.ru/master-klassmuzikalno-rechevie-igri-po-metodike-korfa-razvitie-chuvstva-ritma-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1715456.html

Что такое музыкальный слух

Музыкальный слух – это сложное комплексное понятие. Это некий набор способностей, позволяющих человеку воспринимать музыкальные звуки и мелодии, оценивать их технические характеристики и художественную ценность.

В предыдущих уроках мы уже выяснили, что музыкальный звук обладает многими свойствами: высота, громкость, тембр, длительность.

А еще есть такие неотъемлемые характеристики музыки как ритм и темп движения мелодии, гармония и тональность, способ соединения мелодических линий внутри одного музыкального произведения и т.д. Так вот человек, обладающий музыкальным слухом, в состоянии оценить все эти составляющие мелодии и услышать каждый музыкальный инструмент, принявший участие в создании целостного произведения.

Однако есть немало людей, далеких от музыки, которые не могут идентифицировать все звучащие музыкальные инструменты, просто потому что даже не знают их названий, однако при этом способны достаточно быстро запомнить ход мелодии и воспроизвести ее темп и ритм при наличии минимального певческого голоса. В чем тут дело? А дело в том, что музыкальный слух – вовсе не какое-то монолитное понятие. Существует множество видов музыкального слуха.

Фонема

С древнегреческого слово “фонема” переводится как “звук”. Это минимальная единица любого языка, не имеющая лексического, грамматического значения, используется в речи для различения значимых единиц языка.

Например, в слове ДОМ три фонемы <Д>, <О>, <М>. Не путайте фонематические единицы со звуком, это не одно и тоже. Понять, почему так происходит, можно на простом примере: в слове ЯГОДА 5 фонем <Я>, <Г>, <О>, <Д>, <А>, но 6 звуков , , , , , .

Одна буква или звук могут выражаться разными фонемами, например, на севере Г произносится как взрывной, а на юге — фрикативно с призвуком Х, но оба варианта артикуляции представлены в виде фонемы <Г>.

Многие преподаватели считают, что практической пользы от этих знаний для детей школьного и детсадовского возраста нет, но эту точку зрения нельзя назвать однозначно верной. В первом классе от детей требуется навыка различения звука и буквы при выполнении фонетического разбора. Основы данного навыка закладываются в раннем возрасте, когда дети на слух различают слова мама – Маша, зима – Сима и т.д. Для анализа услышанной речи нужно уметь дифференцировать, различать фонемы, то есть пользоваться фонематическим слухом.

Что такое музыкальный слух?

Под музыкальным слухом понимается комплекс способностей человека, позволяющих ему воспринимать музыку, оценивать ее узкоспециальные характеристики, такие как высота, тембр, наличие призвуков, входящих в спектр музыкального звука. Наличие музыкального слуха является обязательным условием для успеха в таких профессиях как музыкант, композитор, певец, дирижер, аранжировщик, звукорежиссер, танцор.

Кроме того, музыкальный слух помогает во всех видах деятельности, так или иначе связанных с восприятием, правильной интерпретацией и/или правильным воспроизведением звуков. Например, изучение иностранных языков, декламация стихов, охота на диких зверей и птиц, работа с эхолотом для исследования морского дна, служба на флоте в качестве гидроакустика на подводной лодке.

Различают более десятка разновидностей музыкального слуха, причем в разных классификациях можно встретить разные названия и разную степень детализации каждого определения. Однако в повседневной практике даже профессиональные музыканты оперируют лишь основными понятиями.

Основные виды музыкального слуха:

  1. Абсолютный – способность точно определять и запоминать высоту звука (ноту) без сравнения с заранее заданной высотой звука (нотой).
  2. Относительный (интервальный) – способность идентифицировать звуковысотные соотношения, т.е. расстояния (интервалы) между нотами.
  3. Внутренний – способность мысленно «услышать» музыку. Классический пример обладания таким слухом – Бетховен, потерявший способность слышать, но не потерявший дар писать музыку, воспринимая ее звучание лишь внутренним слухом.
  4. Ритмический – способность идентифицировать длительность и последовательность звучания нот (ритм), а также скорость звучания музыки (темп).
  5. Мелодический – способность воспринимать движение мелодии и изменение высоты звуков друг относительно друга.
  6. Гармонический – способность воспринимать ноты, звучащие вместе, и воспроизводить их по одной.
  7. Ладовый – способность слышать взаимоотношения между нотами и их сочетаниями, различать минорную и мажорную тональность, устойчивые и неустойчивые звуки, напряжение и разрежение в музыке.
  8. Архитектонический – способность различать формы музыкального произведения, идентифицировать закономерности его строения.
  9. Фактурный – способность воспринимать фактуру («музыкальную ткань») произведения, определять способ оформления многоголосной композиции, слышать нюансы звучания всех участвующих в оформлении произведения голосов и музыкальных инструментов.
  10. Полифонический – способность слышать и мысленно представлять ход двух и более мелодий и/или голосов внутри произведения.

Полифонический слух считается самым сложным для развития, т.к. разные мелодии и/или голоса внутри музыкального произведения могут возникать и развиваться несинхронно, догонять по ходу произведения или запаздывать со вступлением, как фуга или канон. Классическим примером обладания полифоническим слухом считается Моцарт. В 14-летнем возрасте он с отцом посетил Сикстинскую капеллу, где услышал произведение Грегорио Аллегри Miserere.

Там, помимо музыки, звучало 9 голосов, однако Моцарт на слух запомнил и потом записал ноты этого сложнейшего почти 15-минутного произведения. К слову, ноты хранились в тайне, а за их копирование грозило отлучение от Церкви. Однако, когда Папа Римский узнал, что юный Моцарт смог запомнить это произведение на слух, и лично удостоверился, что воспроизведенные Моцартом ноты не содержат ошибок, он наградил его орденом Рыцаря золотой шпоры.

Наличие полифонического слуха дает выраженные преимущества, но для начала следует развить относительный или интервальный музыкальный слух. Когда речь заходит о развитии музыкального слуха, в первую очередь подразумевается именно работа над развитием способности слышать интервалы между нотами. В программу обучения в музыкальных школах, колледжах, академиях включена специальная учебная дисциплина, направленная на развитие музыкального слуха, которая называется сольфеджио.

О приемах и методах развития музыкального слуха мы расскажем чуть позже, а сейчас подробнее остановимся на вопросе, который волнует многих людей. Можно ли развить музыкальный слух, если он не развит от природы? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вникнуть в природу человеческого слуха, и понять, как он работает.

Упражнения и игры для развития музыкального слуха

Неверно считать, что слух либо есть от рождения, либо его нет, потому что абсолютный музыкальный слух имеет лишь один человек из десяти тысяч. В остальных случаях музыкальные способности успешно развиваются в любом возрасте. Легче всего обучение проходит в детстве — малыши открыты для новой информации и хорошо ее усваивают в игровой форме.

Ниже вы найдете примеры игр и упражнений для подготовки ребенка к полноценным музыкальным занятиям.

Игра «Высокий – низкий»

Играя с игрушками или карточками, объясняйте малышу, что у родителей и детей голоса звучат по-разному. Попросите показать, какие звуки издают животные и их детеныши. Объясните, что когда говорят детки-животные, их звуки как бы летят из горлышка вверх, а когда говорят взрослые, их голос тяжелый, низкий.

О различии голосов расскажет сказка «Волк и семеро козлят». Обсудите с ребенком, почему сначала козлята не пускали волка на порог, а потом поверили ему.

Упражнение «Горка»

Предложите малышу поиграть в игру, будто он поднимается на гору, а потом спускается с нее. Пропойте вместе: «Вот иду я вверх, вот иду я вниз», первую половину фразы выше, а вторую – ниже, как бы на спад. Если есть ксилофон, аккомпанируйте. Начните с двух нот, затем усложняйте:

  1. «вверх иду» – «вниз иду («до-ре-ми» — «ми-ре-до»);
  2. «вверх я иду» – «вниз я иду» («до-ре-ми-фа» — «фа-ми-ре-до»);
  3. «вот иду я вверх» – «вот иду я вниз» («до-ре-ми-фа-соль» — «соль-фа-ми-ре-до»).

Упражнение «Найди пару»

Для игры понадобится несколько пар одинаковых коробочек или стаканчиков с крышками (желательно непрозрачных). Каждую пару стаканчиков нужно наполнить разными крупами (гречка, горох, рис, пшено). Ребенок должен потрясти стаканчики и по звуку соотнести их попарно.

Упражнение «Угадай, что это?»

Игра для детей от 3–4 лет. Заранее найдите аудио или видео с нужными звуками и включите запись ребенку. Он должен угадать на слух, какой музыкальный инструмент играет. Для детей постарше можно включать мелодию, где играют два инструмента.

Упражнение «Колокольчик»

Это упражнение учит ребенка слышать и слушать звуки. Завяжите малышу глаза платком, поставьте его в середине комнаты. Возьмите колокольчик и бесшумно двигайтесь по комнате, останавливаясь и звеня. Ребенок должен определить, в каком углу звенит колокольчик. С завязанными глазами это не так легко.

Знакомство ребенка с музыкой

Если хотите создать развивающую среду для сына или дочери, начните с себя. Ребенку нужно демонстрировать хороший музыкальный вкус и показывать, что музыка – это не только песни из мультфильмов.

Слушайте классику с рождения

Познакомьте малыша с классикой сразу после рождения. Приятные мелодии успокаивают, а прослушивание классической музыки способствует формированию правильного музыкального вкуса в дальнейшем.

Малышам можно включать колыбельные из детской классики:

  • П.И. Чайковский – «Птицы», «Греза»;
  • В.А. Моцарт – «Спи, моя радость, усни»;
  • Ф.П. Шуберт – «Колыбельная»;
  • И. Брамс – «Колыбельная»;
  • Р. Шуман – «Грезы»;
  • Э. Григ – «Поэтическая картинка».

Дошкольник готов слушать произведения, в которых есть сюжет:

  • П.И. Чайковский – цикл «Времена года», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (любовная тема), сборник «Детский альбом» («Болезнь куклы», «Баба-Яга», «Песня жаворонка» и др.), отрывки из «Щелкунчика» («Танец феи Драже», «Выход мышиного короля»);
  • Жюль Массне – «Элегия» (можно в исполнении Ф.И. Шаляпина);
  • Эдвард Григ – «Танец Анитры».

Слушайте музыку вместе, задавайте вопросы о том, какие эмоции испытывает ребенок, что представляет при прослушивании композиции. Объясните малышу, что историю можно рассказать не только словами, но и с помощью мелодии.

Включайте музыку разных жанров

Слушайте разную музыку дома. Возможно, ребенок не оценит ваши пристрастия – включайте музыку разных направлений. Пусть это будет не каждый день, а под настроение, в хорошем расположении духа. Помните, что слух – очень тонкий механизм, и его нужно беречь, поэтому не делайте слишком громко.

Экспериментируйте, наблюдайте за реакцией: на что малыш реагирует с интересом, под какую музыку танцует. Не навязывайте ребенку свои вкусы. Ваша цель в том, чтобы развить музыкальный слух, а не отбить желание слушать музыку вообще.

Знакомство с музыкальными инструментами

К выбору первых игрушечных инструментов желательно подходить ответственно, если вы хотите научить малыша слушать и извлекать красивые звуки, а не беспорядочно бренчать. Игрушки должны быть качественными.

Для первого знакомства подойдут ксилофон или металлофон, электронное пианино, барабан, маракасы. После 3 лет – детская гитара, барабанная установка, шарманка. Эти инструменты отлично развивают координацию движений и мелкую моторику.

Ближе к 5 годам, когда ребенок научится вести себя в культурном месте и выдерживать долгие мероприятия, можно ходить с ним в филармонию на концерты классической музыки, или на балет, или в детскую оперу. Живое звучание полезно для развития музыкального слуха – ребенок не просто слышит музыку, но и воспринимает ее визуально.

Фонематический слух

Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в основе обучения детей чтению, письму.

При несформированности данного умения дети задерживаются в речевом развитии, потому что не слышат собственных артикуляционных ошибок:

  • путает парные по глухости-звонкости, глухости-звонкости согласные;
  • совершает многочисленные грамматические ошибки в речи;
  • пропускает слоги в словах;
  • не употребляет предлоги или путает схожи пары (над-на, в-во);
  • не может правильно выразить мысль, неверно употребляя созвучные слова (лук-люк, том-дом).

В результате к школьному возрасту количество проблем увеличивается. Дети с неразвитым фонематическим восприятием имеют следующие проблемы в обучении:

  • дисграфия;
  • дислексия;
  • низкая скорость чтения, письма.
  • ошибки в поиске однокоренных слов, фонетическом разборе, проверочных форм на последний согласный.

Чтобы избежать сложностей в школьном возрасте, важно своевременно заметить недоразвитие фонематического слуха, оказать дошкольнику или школьнику логопедическую помощь. Основное место в коррекционной работе с детьми по развитию речевого слуха занимают игры

Их превеликое множество. Проводить их могут не только логопеды, дефектологи, воспитатели в детском саду, но и родители.

Шаг первый: что делать в раннем возрасте

В возрасте двух-трех лет начните с простых упражнений для развития слуха. Это поможет ему сформировать правильную родную речь.

1. Прослушивание музыки

Выбирайте музыку, которая имеет четкую мелодию. Идеально подойдут детские песенки, а также очень многие классические произведения. Не выбирайте музыку, имеющую большое количество низких звуков. Обилие басов со временем травмирует очень чувствительную барабанную перепонку ребенка и приведет к снижению слуха

По этой же причине важно включать записи тише, чем для взрослого

Обязательно слушайте вместе. Хлопайте или танцуйте в ритм, чтобы ребенок научился слышать музыку отдельными ритмическими фразами. Пойте, и через какое-то время он захочет вам подпевать, что улучшит произношение малыша.

2. Игры с шумными игрушками

Честно признаюсь, сама я не очень люблю такие игрушки, но для развития ребенка они очень важны. Бубны, барабаны, колокольчики, маракасы, ксилофоны и металлофоны, свистки и дудочки введут дошкольника в мир звуков, научат выделять их из окружающего звукового пространства.

Особо хочу остановиться на духовых инструментах. В логопедии есть такой термин как «формирование воздушной струи» — дети с тяжелыми нарушениями речи не могут правильно пропускать воздух через рот (дуть)

Поэтому важно научить небо, губы, язык и зубы ребенка правильно пропускать воздух через рот, чтобы в дальнейшем можно было произносить четкие и правильные звуки. Следовательно, мы организуем дома семейный оркестр, в котором малыш играет на дудочке, а взрослые аккомпанируют бубном или маракасами

Надуваем мыльные пузыри. На этом этапе нежелательно использовать приспособления, помогающие запускать сразу много пузырей. Пусть ребенок сначала научится их надувать.

3. Звуковые игры

Самые полезные упражнения для развития слуха — это, конечно же, игры. Тем более, что со звуками тоже можно очень интересно играть. Например, мы берем несколько игрушек, которые издают звуки: бубен, барабан, свисток, резиновые игрушки-пищалки и кладем перед ребенком. Вместе слушаем, как звучит каждая игрушка, после чего просим его закрыть глаза. Пусть угадает, какой игрушкой мы «пошумели», пока он не видел. Дальше посложнее: издавайте звуки громче или тише, играйте мелодию на дудочке или отбивайте ритм на барабане.

Второй вариант — это игра с детским разноцветным металлофоном или ксилофоном. Мы также просим ребенка закрыть глаза и ударяем молоточком по одной из разноцветных клавиш. Малышу нужно угадать, клавиша какого цвета прозвучала.

4.  Игра «Такой же/отличается»

Умение понимать, что какие-то предметы, картинки или прочее одинаковые или имеют отличия — это сложная мыслительная операция

Однако различать звуки важно для развития фонематического слуха. Поэтому так же, как мы играем с картинками: просим найти такую же или найти отличия, мы играем и со звуками

Попросите ребенка закрыть глаза и «пошумите» одной или двумя игрушками. Он должен определить, одинаковые ли звуки услышал.

Как формируется фонематический слух

Когда младенец начинает слышать звуки, для него они как красивая песня, если это голос мамы и близких. Со временем ребенок начинает различать фразы, понимать их смысл и пытаться воспроизводить. И только после этого он начинает слышать и различать отдельные слова.

Если в раннем возрасте у ребенка есть возможность ходить и бегать — у него будут сильные ноги; если он рассматривает много ярких книжек с картинками — научится видеть разные цвета и формы; если ребенок слышит много слов, звуков и музыки — разовьется слух.

Как правило, звуковым пространством малышу служат мамины сказки и музыкальные занятия в детском саду. Однако не всем детям этого достаточно. Как и любой другой навык, умение слышать нужно развивать.

Именно поэтому в моей практике дети, которые посещают музыкальную школу, имеют прекрасный фонематический слух, а следовательно — имеют меньше сложностей при знакомстве с иностранным языком. Они легче усваивают особенности произношения и запоминают новые слова, потому что они их хорошо слышат и могут повторить.

Но даже если ребенок не ходит в музыкальную школу, научите его слышать и различать разные звуки.  Другими словами,  помогите ему развить фонематический слух. Как это сделать?

Очень полезно обратиться к логопедам или прочитать их рекомендации. Существует много материалов, созданных для родителей, в которых есть интересные и полезные упражнения. Однако, как правило, логопеды начинают работать с детьми, которые уже имеют нарушения речи, в возрасте пяти лет и старше. Фонематический слух же можно и нужно начать развивать раньше.

Почитайте по теме: Когда чтение вслух на уроках с детьми уместно и полезно?

Как развивается музыкальный слух у ребенка?

Музыкальный слух включает чувство ритма, тембра, способность узнавать высоту ноты, обладание музыкальной памятью. Игнорирование музыкальных способностей ведет к их угасанию. Развивать мировосприятие посредством музыки нужно независимо от того, видите вы малыша музыкантом в будущем или нет.

Развитие музыкального слуха происходит постепенно. По мере взросления малыша меняется его отношение к природе звука

Сначала он обращает внимание на шум, вздрагивает, учится подражать. В год малыш понимает, что если бить по клавишам игрушечного пианино, раздается звук

К 3 годам он пытается сам «играть». В 4 года ребенок танцует, поет, на детском пианино он пробует играть приятную для слуха мелодию, а не просто стучать по клавишам. К 5 годам дошкольник отличает на слух звучание широкого круга музыкальных инструментов.

Занятия музыкой стимулируют работу обоих полушарий мозга: развивают память, концентрацию внимания, логическое мышление. Дошкольный возраст – лучшее время для начала музыкальных занятий. Как помочь ребенку развить музыкальный слух в домашних условиях?

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух начинает развиваться с рождения. Грудничок сначала учится различать бытовые звуки: стук молотка, шум воды из-под крана, щелчок выключателя. Но это еще не фонематический слух, а его предпосылки – различение бытовых предметных шумов. За эту функцию отвечает височная кора правого полушария, так же, как и за музыкальный слух, ритм и различение «языка» животных и птиц.

Дальнейшее развитие слухового восприятия можно разделить на следующие этапы:

  • Ребенок в возрасте 1-2 месяцев начинает не просто реагировать на звуки окружающей среды, но и пытается повторять их (гуление).
  • Постепенно отличает различные интонации, практикуется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
  • Потом учится различать ритмический рисунок слова. Уже повторяет за взрослыми звуки и прямые открытые слоги.
  • Примерно к 8 месяцам малыш использует только те звуки, которые присутствуют в его родной речи (лепет).
  • В 1-2 года доказательством правильного развития фонематического слуха будет служить понимание ребенком той речи, с которой обращаются к нему взрослые. Он способен выполнять простые поручения, такие как: «принеси куклу», «сядь на машинку». Также даёт адекватные ответы на элементарные вопросы: «где мама?», «хочешь ли пить?»
  • При нормальных темпах развития интеллекта уже к 3 годам у ребенка практически сформирован фонематический слух, он способен распознавать неверное произношение, отличать родную речь от иностранной. Также в возрасте 3-4 лет у ребенка должны быть заднеязычные звуки (Х-К-Г). Если ребенок произносит их неправильно («кх» вместо «к») или заменяет один звук другим («Д» вместо «Г»), то причина может быть также в нарушении фонематического слуха.
  • В 4-5 лет ребенок без отклонений хорошо усваивает технику произношения большинства звуков (кроме шипящих-свистящих и Р-Л, которые в норме должны появиться до 6-7 лет). Если этого не произошло, то имеет место нарушение фонематического слуха, которое необходимо устранить, чтобы не иметь проблем с произношением и обучением в дальнейшем.

В процессе формирования речевого слуха и развития речи у ребенка сначала происходит развитие височной зоны правого полушария, а затем (примерно в 1,5 года) левое полушарие начинает специализироваться на речи. Соответственно, височная кора правого полушария остается «ответственной» за ритмы, музыку и предметные шумы, а фонематический слух «обосновывается» в височной коре правого полушария. Таким образом, при грубом варианте нарушения понимания обращенной речи (речевой слуховой агнозии) ребенок может понимать интонации, реагировать на музыку, даже использовать реалистичные звукоподражания животным, но при этом не понимать человеческую речь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Я здоров — я живу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: